ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
3/2008 МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНОГО НОМЕРА


О демократии и соборности

         

          В России ударными темпами началась вторичная христианизация. Поскольку официальную Церковь возвели в ранг идеологического отдела КПСС, то религиозные идеологи довольно оперативно провели и «теоретические» разработки. В соответствии с принципами «мессианства» программные заявления были сделаны в расчете на всемирный трезвон. Так основной идеей «Русского Собора» стало противопоставление «российской цивилизации» всем остальным культурно-историческим типам цивилизаций, а некая мифическая «русская соборность» выдвигается в противовес западной демократии. Да, несмотря на огромное отставание по уровню и качеству жизни от большинства стран мира, именно с такой помпезностью идет утверждение национальной идеи - она выдается в качестве особой цивилизации…
          Но правомерно ли связывать глобальное понятие «цивилизация» с особенностями одного народа? Это крайне сомнительное занятие. Ведь не принято говорить о немецкой, французской, скандинавской, японской и многих других цивилизациях, хотя у всех крупных народов хватает и своих культурно-исторических особенностей и своих достижений. Можно говорить (и то с натяжкой) о западной и восточной цивилизациях. Но их определяют, с одной стороны, целое созвездие стран Европы, Америки, Азии. С другой стороны, такие огромные страны как Индия, Китай, обладающие древним культурным наследием, все же развиваются по общим законам современной (и общей!) цивилизации. К тому же, даже сравнительно небольшие народы Европы имеют яркую историю. Вспомним, к примеру, что викинги плавали до берегов Америки задолго до открытий Колумба. А «цивилизация» англосаксов распространила свое влияние на полмира, хотя Англия уступает России по территории и природным богатствам в десятки раз! И даже Индия, обладательница уникального духовного наследия, пользуется английским языком.
          Однако новым российским «мессиям», похоже, плевать на реалии истории. Они, как говорят, «сами с усами»: им и одной Москвы хватит для «особой цивилизации». И это первая странность нашей «цивилизации», которая представлена практически двумя городами – Москва и Петербург. В основном все «мессии» собрались в Первопрестольной. Почему не выделить по одному «спасителю» на каждую губернию? Так нет же, все они клубятся вокруг Кремля. А вся остальная, «необъятная» Россия вынуждена тлеть незаметно, как некая косная среда. От Балтики до Тихого океана ни одного «просветленного» и «спасителя»!
          Но оставим петушиные, до неприличия нескромные притязания православных «духовников», таков уж у них стиль, связанный с комплексом неполноценности. (Ведь те «русские» традиции, о которых они так громко вскрикивают, не родились эволюционно и органично в славянской среде, эту саму «духовность» принесли из далекой страны). Нам важнее установить: есть ли необходимость противопоставлять нашу «соборность» западной демократии, и есть ли на это какие-то материальные и духовные основания? Если идти по пути философских дебатов относительно смысла «соборности», то мы погрязнем в спорах, поэтому уделим внимание не формальной стороне этого слова, а тому смыслу, который работает на обыденном уровне. Попытаемся коротко набросать ответы на пару важных вопросов. Как реально отпечаталась матрица «соборности» на жизнеустройстве, на сознании и характере россиян и русских? Что реально дала и оставила после себя идеология, основанная на «мессианстве», составной частью которой является и так называемая «соборность»?
          Итак, с одной стороны – «европейская цивилизация», а с другой Россия, как «особый материк», представляющий оригинальную цивилизацию. Именно такими масштабами мыслят столичные «духовники» и очередные «спасители», включая «евразийцев». Но мы выразим это скромнее: с одной стороны – «демократия», с другой – «соборность».
          Под «демократией» будем иметь в виду тот комплекс преобразований (достижений, особенностей жизнеустройства), которые позволили западному обществу выйти из состояния массы и узаконить ценность отдельной личности, гражданина. Этими качествами характеризуется именно «западный мир» (или «европейская цивилизация»). Как известно, успех гражданского строительства в Европе был обусловлен тем, что европейские страны стали прямыми наследниками достижений в области права, государственности и общей культуры Римской империи. Если же охватить более ранние эпохи, то можно сказать, что через Европу шел непрерывный поток общей культуры и духовности из Шумера, Египта, Крита, Древней Греции. Затем через Рим эта «спираль прогресса» обогнула Европу, и лишь спустя несколько столетий она достигла России. Этот «интегральный поток» культуры и духовности был единым для всех народов Европы, включая Россию. Разница состояла лишь во времени и в степени проникновения этого «потока» в разные этнические среды. Разумеется, этот «поток», перемалывая время и проходя через различные этнические среды, терял свою силу. Поэтому лишь отдельные «ручейки» достигают удаленных от «эпицентра духовности» регионов. И дело не в том, какой народ лучше или умнее, и нет повода для обид и даже сожалений. Ведь мы, россияне, не обижаемся на то, что Солнце сначала освещает Японию и лишь потом нас.
          В этой печальной ситуации некоторых утешает теория о цикличности развития народов и цивилизаций. Правда, если иметь в виду реальную историю Руси-России, то трудно найти заметный период, когда жилось «весело, вольготно на Руси». А ведь это самое главное. Нужен ли народу такой «особый путь», при котором этот самый народ живет плохо, а за критику власти можно попасть в зону? Но есть другие удивительные факты. Например, Китай существует как могучее государство уже более 5000 лет. Конечно, и там были потрясения и трагедии, но как они смогли прожить 5000 лет, не обладая нашей особой «духовностью» и «соборностью»? Более 2000 лет процветала маленькая Греция, давшая основы культуры народам Европы. Удивительную стабильность демонстрирует еврейский этнос. Как минимум, 3000 лет представители этого народа играют важную роль во многих странах, начиная от времен Древнего Египта, Рима и Византии до наших дней. К тому же, этот народ подарил свои мифы русским «духовникам», которые выдают их за «русскую духовность». У еврейского этноса есть замечательная константа: в отличие от многих других народов еврейский этнос на протяжении трех тысячелетий не менял ни своих богов, ни своих традиций! Этот народ живет 3000 лет в лоне СВОИХ традиций и мифов, в СВОЕМ «духовном поле». И как награда за труд и верность своим корням – такие впечатляющие успехи. Такие народы (к ним следует добавить индусов, египтян, иранцев, германцев, англосаксов и т.д.) имеют основания, чтобы говорить о своей «миссии». Но они этим не занимаются. На этом помешаны только московские «мессии». Мы привели известные факты только для того, чтобы напомнить нашим любителям «мессианства» и «особых путей», что даже многие великие народы, имеющие несравненно больше поводов для гордыни, не заявляют ни о своей исключительности, ни о своей особой «духовности».
          Россия, как и другие страны, развивалась в едином русле цивилизации европейского типа. Непомерное самомнение православных «духовников» о какой-то «нашей цивилизации» просто поражает. Ведь само христианство, как бы мы к нему не относились, являлось одной из компонент общего потока. На Русь первые миссионеры пришли на 300-500 лет позже, чем на Запад. Так разве можно выдавать в качестве нашей исключительности сам факт отставания от общего потока на 300 лет? Ведь эта «исключительность» на 90% связана как раз с отставанием! На протяжении всей истории мы только тем и занимались, что все копировали с европейских образцов. Ругали, ворчали, но постоянно все перенимали. С запозданием в 100-300 лет... Само отставание было связано (помимо отмеченного выше объективного фактора) с диктатом реакционных сил, которые, как и сейчас, боялись европейского влияния. Вот и вся «русская загадка». Правда, П.Я.Чаадаев утверждал, что мы «не принадлежим ни Западу, ни Востоку». Но аморфность нельзя называть «нашей цивилизацией». Поэтому и потуги «евразийцев» выглядят детской игрой: надо обладать детской наивностью, чтобы, рассматривая глобус и увидав там большое пространство Евразии, прийти к выводу о существовании какого-то «единства» на этих просторах. Да у нас даже люди, живущие в районе Вятки, имеют совершенно другую «духовность», чем жители Московского региона. Поэтому при насаждении христианства в районе Вятки пришлось многих местных жителей помучить. Грузины-христиане и армяне-христиане отличаются от христиан-москвичей, горцы-сваны отличаются от грузин, живущих в Тбилиси, а христиане Закарпатья отличаются от христиан Харькова и Донецка.
          Тем демагогам, которые громко вещают о нашем «особом пути» (ругая при этом и Запад, и масонов), следует напомнить о том, что само насаждение христианства являлось тоже западным влиянием, которого так боятся сейчас наши церковники и другие реакционеры. Ведь 1200 лет назад новая идеология пришла с Юга, который в ту эпоху был эквивалентом современного Запада (ибо тогда «Юг» значительно опережал нынешний «Запад» - Европу). Откуда же берется такая непоследовательность у наших «соборников»? Они панически боятся всего, что приходит извне, но вот христианскую догматику, которую занесли к нам, как и марксизм, извне, считают… «нашими традициями». Все это элементарная фальсификация. Первые пропагандисты библейских писаний пришли к нам «из-за моря», в течение ста лет они обрабатывали «верхи» Киева, и только потом произошло известное, официальное крещение Руси. (А князь Святослав так не любил привозную религию, что ему даже противно было появляться в Киеве!) После этого еще нескольких столетий «наблюдатели» из Византии разжевывали первым русским церковникам смысл привозной догматики и следили за правильностью усвоения «писания». И вот теперь небольшая группа московских «спасителей», за 1000 лет усвоив мифологию далекой Иудеи, на весь мир трезвонит о нашем «особом пути»! Мы уже не говорим о тех жестокостях, которые имели место при насаждении христианства, особенно в северных и северо-восточных районах бывшей Руси. Не монголы, а именно свои «братья», насильно насаждающие христианство, переломали характер славян, а это есть масштабное преступление. Но вместо того, чтобы покаяться за свои преступления идеологи официальной Церкви выдают весь этот «комплекс мероприятий» за нашу «соборность» и «особый путь»!
          Таким образом, объективное отставание от достижений Римской империи, а не монгольское иго, определило то жизнеустройство, которое укрепилось на Руси. Само понятие «соборность» появилось как следствие тех «соборов», благодаря которым христианство и приобрело статус официальной идеологии. На одном из таких многочисленных «соборов», удивительно напоминающих съезды КПСС, христианство было объявлено единственной и обязательной идеологией на территории всей Римской империи. Началось жестокое преследование всех, кто отклонялся от «генеральной линии» христианской «партии».
          Если с «собором» все достаточно просто, то понятие «соборность» лишено такого зримого очертания. Сам термин «соборность» ввел А.С.Хомяков, а другие представители «русского мессианства» вели бесконечные споры о смысле этого понятия. Это уже некий тайный и высший фетиш, о котором даже рассуждать не положено. Если все же коротко передать смысл понятия «соборность», который вкладывают в него наши религиозные идеологи, то он сводится к следующему. Существует какой-то особый «дух», некая мифическая «духовность», проявляемая лишь в районе Москвы, которая позволяет в нужный момент собраться в единый «собор». И ведь как все просто! Нужно лишь собраться в «едином порыве». Но для чего? А только для того, чтобы с подобострастием слушать указания (приказы, указы…) главного «пастуха». Присутствовать, замереть и слушать вот сущность таких «соборов». Не важно, кого именно слушать: царя-батюшку, очередного генсека или президента и патриарха. Да, для полноценной «соборности» еще нужно воспринимать официальную Церковь (т.е. организацию) как «единое тело», «единый организм». Но подобное восприятие КПСС (как единой организации) прививали и большевики, а позже коммунисты. Требование жертвенности, единства, слияния с «телом» партии характерно для всех сект и тоталитарных режимом. Так что, в понятии «соборности» нет ни новизны, ни тайны.
          Реально «соборность» стала означать «стадность», ибо в такой порочной системе нет никаких механизмов волеизлияния. Даже думать нельзя, собравшись в «собор», ибо нельзя отвлекаться на думанье, надо сливаться с церковной организацией, направляя весь свой «дух» на это слияние с общим «телом». Смысл такой «соборности» заключается в сочетании бездумного согласия и полнейшего безмолвия «стада». По сути, это является разновидностью массового гипноза или сеансом оболванивания масс. Нечто подобное имело место в Древнем Египте: люди при виде фараона падали на четвереньки и зарывали головы в песок. Эта удивительная близость явлений, разделенных тысячелетиями, поражает. Получается, что древнейшие законы «стада» до сих пор превышают все другие приобретения «человека прямоходящего». Считается, что «подданные» в принципе не должны иметь ни своих мнений, ни каких-то вопросов. Поэтому механизм волеизъявления на Руси сводился лишь к петушиным выкрикам юродивых. Да и в наше время в моменты «бесед» президента с народом даже журналисты теряют дар речи. А самая смелая и находчивая из них задает вопрос типа: «Уважаемый господин Президент, а как зовут вашу собачку?» Вот для этого и собираются все подобные «соборы» - чтобы у «стада» создать иллюзию единения с властью. А если вдруг появляются инакомыслящие, то у власти начинается просто истерика, ибо тогда пропадает сам эффект «соборности», пропадает «стабильность», а карточный домик «вертикали власти» быстро разрушается. Была помпезная и с виду могучая Российская империя, но появилась сотня революционеров. Был огромный СССР, но появилась сотня «демократов», и помпезная империя рухнула за пару недель. Поэтому используются репрессивные меры для устранения самой возможности появления тех, кто осмеливается думать. Только на полном единогласии держится такой «порядок».
          Вот, собственно, та основа, на которой строится реакционная «соборность». Или свобода (ощущение себя свободным, раскрепощенным человеком), или «соборность», «стадность», несвобода. Само собой разумеется, что такая «соборность» диктует реакционность всего жизнеустройства, всех отношений внутри «стада». Самое страшное в том, что реакционный «порядок» калечит сознание простых людей. В соответствии с известным психологическим эффектом рабы ненавидят всякого, кто поступает и думает иначе. И чем больше процент одураченных, тем сильнее ненависть к тем, кто думает иначе. Например, внушается, что президента «любит» 60% россиян, потом 90%. А кто же такие все остальные? Конечно, враги, ненормальные, поскольку норму определяет «стадо». Именно поэтому так широко были распространены в сталинские времена доносы, ибо в массах накапливается ненависть к каждому, кто не идет в одной колее. Этим объяснялась и жестокость, которую проявляли охранники по отношению к политзаключенным. (Сейчас все валят на Сталина, и это всех устраивает, но доносили друг на друга обычные граждане, воспитанные в условиях продолжительного рабства.) Таким образом, насаждаемая сверху реакционность приводит к реакционности и народных масс. Возникает массовая зависть, ненависть и жестокость, а сама реакционность становится средой обитания.


          Идеология стадности определяет и нашу разновидность патриотизма, которая заключается в слепой «любви» к царю, «отцу родному», генсеку или президенту. При такой извращенной форме патриотизма самым опасным преступлением считаются нелестные высказывания относительно высшего носителя власти. Наш убогий «патриот» должен любить царя (или президента) да еще «страну», но под «страной» имеется в виду не реки и березовые рощи, не писатели, ученые и художники, а, прежде всего, режим и аппарат власти. Вы можете любить всю Россию, ее поля и реки, ее лучших представителей науки, искусства, но не любить генсека, президента, режим, и вы уже – «враг народа».
          Следует также отметить, что тот режим, который существовал при сталинизме, более реакционный, чем, скажем, государственность Римской империи с ее рабовладением, поскольку при наличии большого процента рабов все римляне, включая рядовых воинов и горожан, были свободными гражданами. Непорядочность и безнравственность идеологов сталинизма (который сейчас пытаются реабилитировать на государственном уровне) и сегодняшних «патриотов» в том и заключается, что в их модели бесправным оказывается весь народ, все люди от «кухарки» до академика. И если в Римской империи вся элита общества принимала участие в решение государственных проблем, то в нашей стране именно думающая часть общества блокируется. Например, сейчас власть игнорирует мнения многих тысяч научных работников, выступающих против вмешательства Церкви в процесс образования. С ними не спорят, их просто никуда не подпускают. А письмо десяти академиков, которое все же прозвучало, вызвало истерику в стане любителей «сильной руки». Такой «порядок» неминуемо приводит к застою и загниванию. Человек допускается к «корыту» только в обмен на восхваление режима, поскольку «вертикаль» держится на бесконечной демагогии – на «слове», которое (согласно Библии) было «сначала». И теперь стал понятен смысл этого догмата: в партийно-клановой демагогии, в обработке рабов само партийное «слово» действительно играет решающую роль! А если не хватает «слова», то на помощь приходят костры инквизиции, меч, виселицы, лагеря и пистолет...
          Часто путают «соборность» с проявлениями нормального чувства единства, когда возникает опасность для страны и народа. Это чувство единства возникает у многих народов естественно, без специальных декретов. Но в помпезных заявлениях столичных «мессий» как раз проявляются претензии на какую-то особую исключительность «нашего духа». Это ничем не подкрепленное чванство просто поражает. Небольшая Англия в свое время контролировала почти полмира, но англичане никогда не заявляли о строительстве «Третьего Рима». Зато они занимались созиданием даже на оккупированных территориях, строили дороги, составляли подробные карты местности и т.д. Такая же ситуация и с патриотизмом. Трудно себе представить, чтобы, к примеру, английский лидер призвал: «В следующей пятилетке давайте внедрять патриотизм!» Нормальный патриотизм существует как следствие уважительного отношения власти к своему народу, его не надо развивать и внедрять. А если взамен решения жизненно важных проблем начинают насаждать патриотизм, то это означает кризис властных структур. …
          Сторонники реакционного жизнеустройства пытаются опорочить достижения западного общества, считая, что демократия это всего лишь красивое слово, а мы и без нее проживем. На самом деле настоящая демократизация приносит столько положительных явлений, о которых мы даже не подозреваем. И дело не только и не столько в свободе слова. Например, демократия приводит к изменению выражения лиц. Когда впервые попадаешь на Запад, то больше всего поражает не благоустроенность и высокая общая культура, а именно особое выражение лиц: люди раскованные, открытые, жизнерадостные. И если на Западе у вас есть свой дом, то вы можете уехать на месяц, на год, и никто не будет выбивать в вашем доме стекла, ломать забор на дрова и т.д. Вот что такое демократия. В таком нормальном обществе не надо призывать к патриотизму, не надо блуждать «крестным ходом», ожидая «манны небесной» от «спасителей» и «отцов родных».
          Наша «соборность» и реакционная «духовность» не принесла никакой положительной отдачи. Ни помпезные «Соборы», ни сама «соборность», ни тысячи церквей не улучшили и не способны улучшить нашу жизнь. Материальные «отпечатки» этой идеологической матрицы видны повсюду, в прошлом и в настоящем. «Вот парадный подъезд… Целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям…», «Страна рабов, страна господ…», «Восстаньте, падшие рабы…» так писали честные русские поэты. Эти строки являются иллюстрацией к нашей «соборности», которая всегда была направлена на подавление воли и человеческого достоинства. После гражданской войны барон Врангель открыл истинную причину ненависти крестьян к «благородным». Дело было не в классовой борьбе, крестьян возмущало даже не богатство помещиков и дворян, а именно то, что «благородные» открыто презирали «стадо», будто это не русские люди, а какой-то другой, «подлый» народ. Это продолжительное оскорбление человеческого достоинства и привело к жестокой ответной реакции «падших рабов».
          В этой связи поражают многие русские люди, которые видят в громогласных криках о «русской духовности» заботу об их судьбе. Это самообман, поскольку та «духовность» и те эталоны жизнеустройства, которые внедряются сейчас у нас, как раз и привели к убогому уровню жизни всех россиян, включая, конечно, и русских. При царизме и при диктатуре КПСС на первом месте был трезвон о нашей особой «миссии», об этом же трезвонят и сейчас. А народ жил в грязи и в полусгнивших избушках. И до сих пор нет нормальных дорог даже в пределах Московской области. Тем временем в странах западной демократии (где понятия не имеют о нашей «соборности») нет разницы по уровню жизни и общей культуры между столицей и любой деревней. Вот к чему приводят нормальные демократические преобразования. А вот итог «соборности» и «особого пути»: в научном городке Протвино невозможно подъехать к собственному дому; в пяти километрах от городка, у реки Протвы (поселок Кременки) в ВОВ были остановлены немцы, здесь же находится бывшее имение Е.Дашковой, к тому же, в дни праздников здесь проводятся мотогонки (сколько поводов для патриотизма!), но дорога по мосту через р. Протва в таком безобразном состоянии, что по ней с трудом можно проехать на первой скорости. И все это всего в 100 км от Москвы, от тех трибун, на которых выступают «духовники» и «спасители»! Так происходит потому, что первична идеология, а народ – вторичен, он лишь фон и средство для внедрения идеологии. Мы постоянно живем в условиях диктатуры идеологов, которые навязывают народу «особый путь» – путь без дорог и без участия мозга. На этом пути отменяются выборы губернаторов, исключается графа «против всех». Демагоги дошли до запрещения отдельных, общепринятых слов. Они могут дойти до того, что запретят такие слова, как «США», «Европа», «свобода».
          Устойчивость нашего неприглядного жизнеустройства требует решительной борьбы с теми демагогами, которые рекламируют и возрождают реакционные традиции, поскольку это есть разновидность экстремизма. Такие «патриоты» являются врагами будущего, врагами оздоровления жизнь, соучастниками преступления, направленного на сохранение глубокой болезни общества, на сохранение рабской психологии у миллионов россиян. Но для борьбы сначала нужно «проснуться». Так что лозунг времен царизма «Восстаньте, падшие рабы!» актуален до сих пор.

Вячеслав Зенин

ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100