ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
3/2008 МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНОГО НОМЕРА


Человечество у критического рубежа

Политическое завещание

          Я работал большую часть моей жизни над тем, чтобы найти ответ на вопрос: что необходимо человечеству и России, чтобы пережить надвигающийся смертельный кризис. (Развернутое изложение этих идей содержится в книгах «Продолжение истории: синтез социализма и капитализма» и «Путешествие в будущее и обратно», размещенных на моем сайте www.belotserkovsky.ru  и имеющихся в продаже в том числе на www.Ozon.ru)

          В 2008 году мне исполнится 80 лет! Я здоров, мне хватает энергии, ясности мысли, и именно поэтому считаю себя обязанным выступить с таким вот политическим завещанием. Цель его я вижу в том, чтобы попытаться встряхнуть снулую российскую публику и заставить ее задуматься о приближающейся катастрофе и возможных путях ее предупреждения. (Если еще не поздно!) Свои идеи и концепции я считаю достойными внимания по той «простой» причине, что большинство из них уже реализуется на Западе в последние 40 лет, о чем я также подробно пишу. И великая беда России состоит в том, что российская интеллигенция эти идеи не хочет замечать, и они не доходят до широкой общественности страны. Прошу уж извинить меня за нескромность.

          И еще одно замечание. Российские интеллигенты, как правило, различают только два цвета: белый и черный, то бишь - правый и левый. Правый – это хорошо, а левый – плохо, маргинально, неинтересно. И я хожу у этих господ в леваках. Раньше я не обращал на это внимания, но теперь мне захотелось сказать по этому поводу пару «теплых слов». Двуцветное восприятие политической действительности, этакий интеллектуальный дальтонизм позорен в 21 веке! Я вот являюсь сторонником рыночной экономики, «западной» демократии и западной цивилизации, оправдываю вторжение американцев в Афганистан и Ирак, как до того вмешательство НАТО на Балканах для защиты боснийцев и косоваров от сербских фашистов Караджича и Милошевича. Такой вот я «левак»! Но и в «праваки» не гожусь. Так, я считаю, что капитализм зажился на свете, угрожает существованию человечества, в первую голову России, и должен как можно скорее уступить место идущему ему на смену строю, представляющему собой синтез (или конвергенцию по Сахарову) определенных принципов капитализма и марксистского социализма. Иными словами, я никак не подпадаю под право-левую классификацию. Я вижу себя прагматиком гуманистического направления. (Прагматики бывают разного направления!) Такими «право-левыми» прагматиками-гуманистами являются и мои единомышленники: священник Хосе Мария Аризмендарриета, архитектор самого продвинутого анклава «синтезного» социализма -- корпорации кооперативных предприятий «Мондрагон» в Испании, Андрей Дмитриевич Сахаров, Папа Иоанн Павел Второй, американский социолог Луис Келсо, автор программы ИСОП, академик Ота Шик, автор реформ «Пражской весны» и многие другие.

          Жестокие пришельцы и недалекие земляне 
          Недавно я перечитал «Зону» братьев Стругацких. Вспомнил и других фантастов, отечественных и зарубежных. Почти все они изображали инопланетян, как правило, жестокими по отношению к землянам. Я понимаю, так повествование получается эмоциональнее и интереснее. Но при этом авторы не ведают, какую колоссальную проблему они игнорируют.
          Дело в том, что пришельцы не могут быть жестокими и эгоистичными, ибо в таком качестве они никогда не смогли бы появиться на планете Земля. (Вопрос, могут ли вообще живые существа преодолевать гигантские расстояния в космосе, мы пока оставим в стороне). Все сообщества мыслящих живых существ развиваются в целом по одной схеме: от дикости к цивилизованности, от темноты ко все большей разумности, от жестокости и группового эгоизма к гуманности. И на этом пути все сообщества мыслящих существ в космосе неизбежно должны приходить к критическому рубежу, когда решается вопрос, сможет ли конкретное сообщество этот рубеж перескочить, т.е. выжить, или погибнет – фактически покончив жизнь самоубийством.
          Неизбежность подхода к такому рубежу объясняется тем, что нравственное развитие мыслящих сообществ неизбежно и повсеместно отстает от развития научно-технического. Отстает и развитие социально-экономических укладов, которые тесно связаны с уровнем нравственности сообществ! Примитивные, относительно слаборазвитые сообщества обязательно состоят из господствующих и порабощенных слоев, и первые всеми способами мешают развиваться вторым, чтобы сохранить свое господствующее положение. И ненароком сами себе мешают развиваться, ограничивают свой кругозор, чтобы можно было оправдывать свое господство, считать себя избранными (сверхчеловеками, как это у нас на Земле называется). Наука же и техника развиваются относительно узким слоем ученых и техников, для блага «сверхчеловеческого» сословия, которое, естественно, такому развитию не препятствует, и оно идет со все большим ускорением. В итоге неизбежно наступает момент, когда производительные силы становятся способными создавать оружие массового уничтожения и одновременно начинают обвально разрушать и отравлять окружающую среду обитания. И в какой-то момент это разрушение может достигнуть точки «невозврата», т.е. начала катастрофы, когда уже никакими силами и мерами разрушение природы и здоровья живых существ нельзя будет остановить. Самоуничтожение сообщества может произойти и от применения оружия массового уничтожения в междоусобной борьбе.
          Только перескочив критический рубеж за счет быстрой перестройки сознания сообщества, его гуманизации, и соответствующего изменения социально-экономических условий, сообщество может избежать гибели и продолжать развитие. Но уже, естественно, в ином качестве – в качестве цивилизации гуманных и разумных особей, гуманных и по отношению друг к другу и ко всем мыслящим существам в космосе, к драгоценному феномену жизни в целом, столь редкому во Вселенной и в неравной борьбе противостоящему натиску энтропии.
         Таким образом, путешествовать в космосе и появляться на других обитаемых планетах могут только представители гуманных сообществ, преодолевших критический рубеж выживания, так как для создания соответствующей техники (передвижения по космосу) необходимо намного больше времени, чем для достижения критического рубежа.
          Если же живые существа в принципе не могут преодолевать колоссальные расстояния между обитаемыми планетами, то, возможно, могут связываться с ними с помощью каких-то сверхбыстрых лучей и даже передавать друг другу полезную для развития информацию.
          Но – внимание! -- нам, землянам, до сих пор не удалось поймать никаких сигналов живых существ с других планет, хотя соответствующая наша техника уже так развита, что мы можем улавливать рудиментарные излучения, возникшие в незапамятные времена при взрывном образовании нашей вселенной. И это отсутствие «живых сигналов» наводит на невеселую мысль, что возможно нигде в космосе сообществам наделенных разумом существ не удается преодолевать рубежи выживания.

          Земляне у рубежа выживания
          Как догадывается читатель, я исхожу из предположения, что человечество сейчас подходит или уже подошло к упомянутому критическому рубежу выживания. Действительно, уже создано огромное количество разнообразного оружия массового уничтожения (ОМУ), и оружием этим уже владеет множество стран, в том числе достаточно отсталых, мало цивилизованных и агрессивных, вроде нашей страны, Пакистана, Северной Кореи, Китая. И рвутся к ним уже такие совсем апокалипсические режимы, как иранский, и в любой момент ОМУ может оказаться в руках террористов.
          Мирная индустрия тоже достигла уже такой мощности, при которой полным ходом идет разрушение и отравление среды обитания. Усиливается «парниковый эффект», начали таять ледники, участились стихийные бедствия: ураганы и торнадо необычайной силы, цунами, наводнения близкие к потопу, засухи с лесными пожарами.
          И в то же время население нашей планеты являет собой обескураживающее зрелище. Прежде всего, это чудовищное расслоение по уровню развития. Страны т.н. третьего мира по цивилизованности отстают от стран Запада на 3-4 столетия. Среди населения этих стран господствует повальная безграмотность, жестокое угнетение и унижение женщин, свирепая межконфессиональная ненависть: сунниты и шииты истребляют друг друга и вместе пытаются истреблять иудеев, терроризируют индуистов и буддистов. Мир этот («третий») полнится нищетой, эпидемиями, умирающими с голоду детьми, распространяет по планете апокалипсический феномен терроризма, осуществляемого нескончаемым потоком смертников, т.е. людей у которых стремление к смерти сильнее стремления жить.
          Наша страна, бывший лидер «второго мира», обладающая запасами оружия массового уничтожения, достаточными для многократного уничтожения всего живого на планете, отстает по цивилизованности от Запада на один-два века. Она так же, как и многие страны «третьего мира», исполнена ненавистью и завистью к Западу и холопством по отношению к своим властям, пронизана беспримерной коррупцией, отличается агрессивностью и жестокостью людей друг к другу, утопает во лжи, страдает от острой «эпидемии идиотизма» и в довершение - быстро вымирает. В стране торжествует диктатура, свирепствуют репрессии и террор против оппозиции и инакомыслящих. В мире Россия продолжает поддерживать самые реакционные и агрессивные режимы, и делает все для того, чтобы, где только можно, вызывать напряженность и кровопролитие и создавать «врагов», чтобы отвлекать бедствующий народ от истинных причин его страданий. Недавно стало известно, что в генеральном штабе России проводилось благодарственное молебствие по случаю 60-тилетия создания российского атомного оружия. И Путин это действо, разумеется, оправдал. Яркий пример апокалипсического варварства!
          Запад же остается цитаделью капитализма, для которого развитие производительных сил стимулируется лишь стремлением к увеличению прибылей. Я эмигрировал на Запад в 1972 году и уже тогда слышал от инженеров автопромышленных фирм, что фирмы эти держат под сукном патенты и проекты безбензиновых двигателей. Аналогичным образом поступали и нефтяные корпорации. И ничего не изменилось с тех пор – по-прежнему бензиновые и дизельные моторы отравляют воздух и усиливают «парниковый эффект». Недостаточно фильтруются промышленные выбросы, продолжают вырубаться леса, загрязняется вода рек и морей. Принимаемые меры по защите окружающей среды явно недостаточны и упираются в корыстные интересы промышленных и финансовых монополий. Люди же на Западе втянуты в суету своих дел и бизнесов, и стараются не смотреть вперед. И при этом живут они все беднее! (См. «Злокачественная конвергенция – последняя стадия капитализма или человечества?».)  Но гонка за прибылями продолжается.
          И это при том, что уже возникли на Западе в последние 30-40 лет анклавы посткапиталистического строя, который позволяет синтезировать рыночную экономику с плановым развитием производства в интересах общества, в том числе для преодоления надвигающихся на человечество опасностей. Однако широкие слои населения на Западе не обращают на анклавы нового строя должного внимания, надеясь, что им удастся как-то избежать апокалипсиса в рамках привычного капиталистического уклада.
          В целом, если не обманывать себя, то надо признать, что очень мало видится шансов у человечества избежать самоуничтожения. Нетрудно, например, представить себе, как народы, первыми попавшие под удары взбесившейся стихии, в панике хлынут на территории более благополучные, а власти тамошних народов в панике начнут глушить их оружием массового уничтожения. И понеслось! Между прочим, экологическая миграция уже началась.

          Психологическая составляющая
          Проблема выживания мыслящих существ имеет глубокую психологическую составляющую. Все обладающие разумом особи осознают свою смертность и испытывают подсознательный или осознанный страх перед смертью и временем, влекущим к ней. Страх перед смертью, концом, небытием стоит за всеми другими человеческими страхами: за страхом одиночества, импотенции, старости, утраты любви и утраты (или необретения) творческих потенций, т. е. страхом, что ты сгинешь, не оставив следа. И патологическая тяга к самой смерти, «тяга к бездне», отсюда же — от неосознанного желания разом избавиться от страха перед смертью.
          И люди, как наверняка и все мыслящие существа в космосе, ищут защиты от этого страха. Что же может защитить от него? Думается -- полнота, осмысленность жизни, возможность быть добрым, любить, творить, созидать (и для этого познавать). Иначе говоря, возможность быть нужным людям, быть не одному, ибо вместе легче бороться со страхами и легче «оставить добрый след». Не находя защиты от страха перед смертью и временем, люди вольно или невольно начинают творить зло друг другу, становятся агрессивными (для отвода вовне возникающей в их подсознании тяги к смерти) или опускаются в депрессию и впадают во все большее одиночество.
         Исходя из представления, что основой нашей психологии является осознание смертности, приходишь к выводу, что фундаментальными психологическими потребностями мыслящих существ являются потребности самоутверждения и единения с себе подобными. Все другие потребности являются производными от них. Самоутверждаясь, мы стремимся обрести смысл в жизни и оставить в ней след, обрести какое-то подобие бессмертия и быть нужными людям — достичь единения с ними. (Единение, в отличие от единства, не может быть насильственным или меркантильным.) Простейшим видом единения является семья, созданная по любви.
          Стремление людей обрести смысл в жизни и защиту от страха смерти является и очевидной причиной возникновения религии. Если нельзя надеяться на бессмертие тела, то нам предоставляется возможность верить в бессмертие души, а совместные молитвы в церкви служат суррогатом единения с людьми, с единоверцами. Этимология слова «религия» означает «единение».

          Свобода, равенство и братство!
          Но при всех существовавших на Земле с рабовладельческих времен социальных укладах стремление к самоутверждению и стремление к единению, как правило, находились и находятся до сих пор в непримиримом конфликте. Самоутверждение, будь то через обретение власти, богатства, славы, даже за счет интеллектуальных достижений, чаще всего отчуждает от окружающих, остающихся «внизу» людей, вызывает их ненависть или злую зависть и обрекает на одиночество. Отсутствие гармонии между самоутверждением и единением является, очевидно, трагедией для людей, так как опять же оставляет их незащищенными перед страхами, деморализует, сеет в жизни злобу, зависть, жестокость.
          Возможность такой гармонии предоставляет людям посткапиталистический строй, представляющий собой синтез определенных принципов капитализма и социализма, который сейчас складывается на Западе. При этом строе большинство трудовых ячеек находится в собственности их трудовых коллективов, и такой строй дает людям фундаментальные права истинно свободных граждан: право решающего голоса во всех структурах, в которых они состоят – от предприятия/учреждения до государства, и право собственности на продукт своего труда. При таком строе какое-либо достижение одного из членов трудового коллектива совладельцев идет на пользу всему коллективу, всему обществу в целом, и не вызывает отчуждения у окружающих. Самоутверждение здесь способствует единению с людьми.
          Таким образом, преодоление капиталистического строя, замена его новым «синтезным» строем, является непременным условием выживания человечества. А.Д. Сахаров до самого конца своей жизни не уставал повторять, что «конвергенция (или синтез) социализма и капитализма в конечном итоге является единственной альтернативой гибели человечества».
           Уже очень давно, в конце 17-го века, французские революционеры сформулировали главные цели человечества: «Свобода, равенство и братство». Где свобода и равенство (правовое) суть условия достижения братства, т.е. единения. Прошло два с половиной века и совсем другие люди, отнюдь не революционеры, создавая «Всеобщую декларацию прав человека», начали ее следующими словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Статья 1.) То есть вновь: «Свобода, равенство и братство». Природа человека не меняется. И удовлетворение ее фундаментальных потребностей - это и условие счастливой жизни всех мыслящих существ, и условие выживания планетарного сообщества таких существ. Но капитализм очевидно несовместим с духом братства.
           Предвижу возражение. Преодоление капитализма в странах «первого мира» может оказаться недостаточным условием для изживания агрессивности и мракобесия в странах «третьего мира», без чего также трудно представить себе успешное преодоление критического рубежа на нашей планете. Верно. Но ликвидация капитализма, по-прежнему эксплуатирующего «третий мир», непременное условие к замирению этого мира.
           Кроме того, нам, гражданам России, полезно осознавать, что Россия является первой страной, которая обречена почти на верную гибель в случае сохранения в ней капиталистических порядков. По прогнозам социологов к середине 21 века в результате вымирания население России уменьшится с нынешних 120 до 40 миллионов. Но для катастрофы достаточно уменьшения и до 80 миллионов, учитывая размеры страны и то, что прежде всего исчезнут люди из Сибири - кладовой страны, и из сельских областей. Катастрофой для России может обернуться и значительное падение цен на углеводородное сырье, и чтобы этого не случилось, Кремль будет делать все возможное для дестабилизации положения в мире.
          И еще я хочу напомнить, что наша страна в недавнем прошлом значительно уменьшила шансы человечества на преодоление критического рубежа выживания, подавив революционные реформы Пражской весны в 1968 году и польской «Солидарности» в году 1981, реформы, направленные на установление посткапиталистического, «синтезного», строя. Если бы строй этот установился в Чехословакии и Польше, то он вскоре возник бы и в других европейских странах бывшего соцлагеря, а затем и в России, и весь мир получил бы ориентир для своего развития. На отдельные анклавы «синтезного социализма», существующие сейчас в странах Запада, тамошние люди могут не обращать внимания, но целое сообщество стран с таким строем уже нельзя было бы не замечать. И страны эти преуспевали бы уж никак не меньше, чем преуспевают на Западе анклавы «синтезного социализма», несмотря на давление на них окружающих гигантских капиталистических корпораций.

          Разум – перехлест природы? 
          В заключение, вновь вернусь к вопросу, возможно ли в принципе выживание сообществ наделенных разумом существ. К предположению, что нигде в природе, в космосе такие сообщества не способны избегать самоуничтожения, я пришел в начале 70-х, в ходе работы над рукописью книги «О самом главном». Не способны, повторю, потому, что не успевают или не могут создавать условия, при которых наделенные разумом существа были бы защищены от страха перед смертью, но успевают создавать и пускать в ход средства всеобщего уничтожения и/или разрушения окружающей среды. И если это так, рассуждал я, то надо признать, что разум является перехлестом природы и обречен на гибель от собственной силы — способности познавать как тайны природы, так и собственную смертность (и злобствовать из-за этого!), что вполне в духе диалектики.
          И как оказалось, не мне одному пришло в голову подобное предположение. Много лет спустя, уже на Западе, я наткнулся в одной из статей Роберта Конквеста (к сожалению, забыл ее название) на его рассуждения о том, что разум человека может привести человечество к самоуничтожению, что разум, возможно, является «перехлестом природы». Причем Конквест употребляет именно слово «перехлест»!
           Еще позже в журнале «Знамя» (1990, № 7) я познакомился с выступлением биолога Михаила Волькенштейна (в связи с обсуждением творчества Достоевского), в котором он тоже говорит о возможном самоуничтожении человечества: «Если человечество самоуничтожится, то это будет означать, что хомо сапиенс — тупиковый вид. Других тупиковых видов нет и не было — ископаемый ирландский олень вымер не потому, что его рога весили около 30 килограммов, как это иногда утверждается, ведь и сейчас существует горный баран аргали, рога которого еще тяжелее. Но Хомо сапиенс рискует самоуничтожиться именно потому, что у него самый большой мозг».
          И когда такой мозг, повторим, не имеет достойной работы, достойного применения, он становится опасен. Поэтому положение, при котором большая часть человечества продолжает находиться в той или иной форме завуалированного рабства, не может быть терпимо. В рабском состоянии мозг используется на малую долю его мощности, при том что он сегодня у большинства людей развит много сильнее, чем в прежние века.

          Не откладывая ни на один день, людям, прежде всего в развитых странах, необходимо было бы начать разрабатывать конкретные планы реформ для замены господствующего в мире капиталистического строя строем нового социализма и создавать партии и движения для реализации таких реформ. Одновременно в рамках международных организаций (ООН, ЕС и т.д.) надо было бы проводить мероприятия, какие только возможны, по защите окружающей среды и помощи бедствующим народам. И прекращать надо все междоусобные, шовинистические или религиозные «игры». Прекращать варварское подавление национальных меньшинств и их стремление к отделению. Кто хочет отделяться – пусть отделяется, кто хочет объединяться – пусть объединяется. Свобода немыслима без свободы выхода и объединения! Человечеству пора повзрослеть, выйти из подросткового интровертированного состояния, перестать тратить силы на решение внутренних, как правило, самими людьми придуманных проблем и сосредоточиться на борьбе за продолжение рода человеческого, что и предназначено природой всем живым существам.
          Никто не знает, сколько нам еще осталось времени до «точки невозврата».
          Невыносимо страшно представлять, что наши внуки, а то и дети могут стать жертвами катастрофических событий. Хочется кричать: «Люди опомнитесь!»


Вадим Белоцерковский

ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100