ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
3/2008 МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНОГО НОМЕРА


Перспективы Преемника

         

          Спецоперация «Преемник-2008» приближается к своему логическому завершению. Фамилия будущего президента страны уже известна - Медведев, первый вице-премьер российского правительства, по совместительству - близкий друг действующего главы государства. Вроде бы и Путин не собирается уходить далеко от власти, для него уже зарезервировано кресло премьер-министра. И, тем не менее, сохраняется стойкое ощущение что кремлёвские «режиссёры» вынуждены переписывать «сценарий» буквально «по ходу пьесы».
          Напомню читателям о событиях минувшей осени. 12 сентября - «скоропостижная» отставка Фрадкова с последующей заменой на столь же безликого Зубкова. Фигура нового премьера идеальна для роли регента-местоблюстителя, хотя бы в силу его преклонного возраста, гарантирующего возврат президентского кресла прежнему Хозяину не позднее 2012 г. Но…что-то не сложилось, и вот уже 10 декабря Путин заявляет о своей поддержке нового старого фаворита - Д.Медведева. Зададимся вопросом: что произошло в интервале между упомянутыми двумя событиями? Почему изменились виды президента на фигуру Преемника? Попробуем разобраться.
          Зубкову не повезло, начало его премьерства совпало с мощным ростом цен на продукты питания. Это было вполне ожидаемо для страны, закупающей за рубежом 40% мясной и четверть потребляемой молочной продукции (согласно официальным данным). Судорожные попытки власти справиться с проблемой путём административного «замораживания» цен на социально значимые группы товаров, по мнению экономиста Делягина, являются лишь временной мерой, призванной обеспечить стабильность до мартовских выборов президента. Но уже весной при этом раскладе население ждёт новый виток инфляции, подкреплённый ростом цен на газ, электричество, бензин, услуги ЖКХ. Существует ряд и других проблем, вполне способных обрушить Россию в очередной системный кризис. И, кажется, в Кремле начинают это осознавать.
          Ещё одним неприятным сюрпризом для Путина, вероятно, стали результаты парламентских выборов, прошедших 2 декабря 2007 г. На первый взгляд, всё в порядке - «партия власти» одержала сокрушительную победу над своими политическими оппонентами (включив при этом на полную катушку административный ресурс, а также доминируя на основных телеканалах страны). В то же время, не стоит забывать, что результат «Единой России» отражает не столько уровень её популярности, сколько рейтинг лично В.В. Путина. Да и сама партноменклатура позиционировала результаты будущего голосования, как референдум о доверии лично ВВП. Начальство на местах вступило в негласное соревнование по обеспечению явки избирателей к урнам, а также попутно и «политически правильных» результатов голосования. Так вполне «советские» явку избирателей и результат Главной Партии страны продемонстрировали Чечня, Ингушетия, Мордовия. Но все рекорды побил Хабезский район Карачаево-Черкессии, где по официальным данным к урнам пришли все 100% избирателей и все в едином порыве проголосовали за… ну, есть такая Партия, и вы её знаете.
          Но, несмотря на потуги начальников всех уровней, результат в целом по стране оказался не столь впечатляющим - за «Единую Россию» проголосовали 64,3 % (44,7 млн. голосов избирателей). Для сравнения, по результатам президентских выборов 2004 г. В.Путин получил несколько больше - 71,3% (49,5 млн. голосов избирателей).
         Мне могут возразить:
         а) но ведь есть ещё и партия «Справедливая Россия», получившая около 7,7 % голосов и 5,3 млн. голосов соответственно; 
         б) ведь прочие оппозиционные партии получили и вовсе жалкие крохи на фоне успеха «партии власти».
          Отвечу:
          Во-первых, электорат «Справедливой России» скорее протестно-левый, разочаровавшийся в КПРФ, но не нашедший на политическом поле другой приемлемой для себя ниши, кроме «СР». Говорить о безоговорочной поддержке этими избирателями нынешнего экономического курса правительства не приходится.
          Во-вторых, не будем забывать, о том, что российская оппозиция действует в условиях жёсткого административного прессинга, и не имеет возможностей для проведения полноценной избирательной кампании, по сравнению со своими конкурентами «от Кремля». Каков реальный рейтинг поддержки либеральных партий в настоящий момент сказать не берусь, часть отданных за них голосов успешно «всосала» «Единая Россия». Но даже если предположить, что 2,5%, набранные суммарно СПС и «Яблоком» соответствуют действительности, это свидетельствует не о кризисе в стране либеральных и демократических идей вообще, а вполне конкретных либералов и демократов «вчерашнего дня», каковыми являются Немцов, Явлинский и пр. С левым флангом гораздо яснее - даже по официальным данным КПРФ и «СР» набрали суммарно более 19% голосов избирателей, что не так уж и мало в сложившихся условиях.
         Таким образом, мы можем констатировать:
         - парламент по-прежнему «не место для дискуссий», согласно выражению его бессменного спикера Б.Грызлова;
         - по мере нарастания кризисных явлений, популярность действующей власти будет снижаться, в силу элементарной профнепригодности правящей бюрократии;
         - главной угрозой для Кремля является появление яркого харизматичного лидера, способного «оседлать» протестные настроения; 
         - даже если последнего и не произойдёт, вполне возможен другой сценарий - гниение и распад властной вертикали в силу неспособности адекватно реагировать на системный кризис, традиционно внезапно (как это бывает в нашей истории) поразивший страну. Тем, кто считает подобное развитие событий невозможным в обозримом будущем, не советую обольщаться. Россия начала прошлого столетия (до 1914 г.) и СССР 80-х гг. также производили впечатление довольно устойчивых держав, но довольно быстро обрушились под грузом внутренних проблем и противоречий, усугубленных в обоих случаях неудачными военными кампаниями (Первая мировая и Афганистан соответственно).
         В сложившейся ситуации, выдвижение Путиным в Преемники кандидатуры Медведева и объявление о своём возвращении в премьерское кресло, выглядит отступлением на заранее подготовленные позиции (в отличие, например, от «бегства из власти» Б.Ельцина в конце 1999 г.). Ведь в случае назначения «зиц-председателем России» того же Зубкова, ответственность за происходящее в глазах граждан, всё равно будет возложена на премьер-министра Путина, который угодил в ловушку собственного рейтинга. Ну не поверит никто, что Зубков повинен в очередном кризисе. Ну не является последний «всенародным аллергеном», наподобие Чубайса или Березовского, в силу своей политической незначительности.
         В случае же с Медведевым, уже успешно «распиаренным» за последние 2 года и узнаваемым широкими массами телезрителей, картина несколько иная. Он молодой, бодрый и энергичный. С ним можно связать надежды электората, и на него же реально возложить ответственность за те или иные провалы. В последнем случае Путин даже сохраняет возможность для триумфального возвращения на президентский пост, ну а если всё пойдёт хорошо - должность премьера при бывшем подчиненном вполне комфортна. Учитывая, что Медведев как публичный политик сформирован в весьма «тепличных» условиях, он также заинтересован в покровительстве бывшего начальника и друга, дабы не быть сожранным прочими бюрократическими кланами (наглядный пример подобной грызни в «террариуме единомышленников» сегодня - противостояние между ФСБ и Федеральной службой наркоконтроля, Патрушев против Черкесова).
          Так что «ещё не всё предрешено, ещё не всё разрешено», дамы и господа. И как поведёт себя Преемник, поставленный перед необходимостью решения проблем, которые на протяжении 8 лет упорно откладывал в долгий ящик Путин, об этом мы узнаем уже в ближайшие 4 года. НЕ ЗАБУДЬТЕ ВКЛЮЧИТЬ ВАШИ ТЕЛЕВИЗОРЫ!

         А пока рассмотрим ближайшие вызовы, на которые господину Преемнику придётся ответить.
         1. Экономика
          Путинская эпоха имитации «возрождения России» завершается. И рост цен на продукты питания (о котором я писал выше) и бензиновый кризис на Камчатке в декабре 2007 г. лишь первые сигналы назревающих проблем. Несмотря на то, что цены на нефть и газ вряд ли упадут в обозримом будущем, валютные поступления вполне могут сократиться. Так, например, «Газпром» вполне реально столкнётся с недостатком газа предназначенного на экспорт. Внутренняя добыча его составляет 550 млрд. кубов, чего хватает лишь для обеспечения внутреннего рынка, в силу нашего климата довольно энергоёмкого. В Европу перепродаётся в первую очередь дешёвый газ из Казахстана, Туркмении, Узбекистана, но на этом направлении у нас появляется серьёзный конкурент в лице Китая, также заинтересованный в закупках среднеазиатских энергоносителей для своей растущей экономики. Проблема в том, что «Газпром» не открывал новых месторождений с 1991 г., а имеющиеся начинают истощаться. И если не будут предприняты срочные меры, Россия столкнётся либо со снижением валютных поступлений, либо с нехваткой газа на внутреннем рынке уже к 2010 г. (приоритет будет отдан экспортным поставкам). Кроме того, нехватка газа вызывает его подорожание, уже взята линия на повышение внутренней цены до уровня европейской к концу 2010 г. И всё это может иметь в нашей стране весьма ощутимые политические последствия.

         2. Армия
         Военная реформа, о которой так много говорилось и при Ельцине, и при Путине, в очередной раз завершилась профанацией. Довольно остро уже в ближайшие годы встанет проблема комплектования армии. В 2009 г. будут демобилизованы два призыва: полуторагодичный и последний одногодичный. Одновременно страна окажется в «демографической яме», образовавшейся в результате падения рождаемости в начале 90-х гг. Эта проблема была очевидной и ее можно было решить посредством перевода армии на контрактный принцип комплектования. Российский генералитет, не заинтересованный в этом, «заболтал» реформу в течение последних 16 лет. В свою очередь Путин не принял никаких мер, чтобы сломить сопротивление «динозавров в погонах». Теперь уже его преемник окажется перед весьма сложным выбором – либо форсированный переход к профессиональной армии, либо отмена последних отсрочек, в т.ч. студентам вузов. Последнее нанесёт серьёзный удар по российскому образованию, одновременно Кремль получит мощный политический кризис - когда на улицы выйдут обозлённые студенты и их родители, а также те, кто только планировал спрятать своего ребёнка в институте от ужасов казармы.
 
          3. Продолжающаяся война на Северном Кавказе с перспективой её расширения
          Об этом я уже писал в предыдущем номере вестника «МОСТОК» (№ 3/2007 (15)), поэтому буду краток. На данный момент боевые действия в диверсионно-партизанской форме охватывают территорию от Кабардино-Балкарии до Дагестана (за исключением пока пророссийской Северной Осетии). Мощный всплеск вооружённого насилия в Ингушетии летом-осенью 2007 г. продемонстрировал, что боевики оправились после гибели своих лидеров Масхадова и Басаева и вновь готовы наносить весьма болезненные удары. Помимо того происходит возвращение к террористической тактике, о чём свидетельствуют подрыв «Невского Экспресса» в Ленинградской области, а также 2-х автобусов - на Ставрополье и в Северной Осетии (впрочем, причастность к подрыву автобуса в Тольятти боевиков с Северного Кавказа пока не прослеживается). Если сепаратистам удастся реанимировать осетино-ингушский конфликт, замороженный с 1992 г., а также перенести боевые действия на территорию Карачаево-Черкессии и Адыгеи, положение федерального центра ещё более осложнится, а также поставит под вопрос проведение Олимпиады-2014 в Сочи, в виду усиления террористической угрозы.

          4. Отношения между Россией и Грузией
         Этот пункт тесно связан с предыдущим, т.к. именно Грузия является единственной страной на постсоветском пространстве, с которой у России вполне возможен вооружённый конфликт. Саакашвили весь свой первый президентский срок потратил на подготовку к возвращению в состав собственной страны Южной Осетии и Абхазии. Если это будет недостижимо путём переговоров, грузинская сторона перейдёт к силовым действиям. У Кремля есть 3 варианта действий в нынешней ситуации:
         - оказать экономическое и дипломатическое давление на руководство осетинских и абхазских сепаратистов, принудив их к возвращению самопровозглашённых республик в состав Грузии на условиях автономии под гарантии России;
         - занять нейтральную позицию;
          - выступить на стороне сепаратистов, оказав им вооружённую поддержку с возможным привлечением к боевым действиям регулярной российской армии;
          Первый вариант оптимален, но ни при Ельцине, ни при Путине реализован он не был.
          Второй вариант вполне возможен, но только в том случае, если российские генералы не сумеют убедить российское руководство в возможности «маленькой победоносной войны».
          В случае если будет задействован третий вариант, Россия получит долгоиграющий вооружённый конфликт, притом зона боевых действий охватит не только Грузию, но и весь российский Северный Кавказ. Сам по себе он как бы для России не опасен, но в сочетании с экономическими проблемами, нехваткой призывных ресурсов и, как следствие, ростом протестных настроений, вполне может стать для страны смертельным, как это уже случалось дважды на протяжении прошлого столетия.

Олег Лукин

ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100