ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
3/2008 МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНОГО НОМЕРА


Маленький нефтяной Холокост

         

Василий Алексанян в зале Симоновского суда

          То, что я пишу это в День Холокоста - случайное совпадение.
          Когда в кругу единомышленников я высказала мысль о сходстве дела ЮКОСа с Холокостом, меня подвергли остракизму. Среди приверженцев европейских ценностей почему-то принята благодушная политкорректность в отношении оппонентов и жёсткость (если не сказать «агрессия») в отношении своих. Возможно, это одна из причин плачевного состояния нашей демократической оппозиции. Я согласна, что сравнение отдаёт кощунством, особенно на первый взгляд. Но по части личного «имиджа» мне терять нечего, поэтому я рискну высказаться подробнее.
          По сравнению с беззаконием и жестокостью Холокоста, беззаконие и жестокость, проявленные в деле ЮКОСа - микроскопическая капля рядом с безграничным океаном. Но состав «воды» в океане и капле хоть и не идентичны, но имеют кое-что общее. Эти общие «ингредиенты» я попробую перечислить, стараясь не углубляться в подробности.
          Самое примитивное сходство - присутствие в обоих случаях отъёма собственности.
         Надеюсь, это не вызывает сомнений. Самое непостижимое сходство - инфернальная и безграничная ненависть гонителей к своим жертвам. Тоже вполне очевидно. Третье сходство - подведение под преследование жертв псевдоюридических обоснований, попытки оправдать беззакония интересами нации, полное извращение правовой системы ради утоления гипертрофированных властных притязаний и психопатологической ненависти гонителей. Вовлечение в преследование всей пропагандистской мощи государства, спец.служб, органов юстиции и даже врачей. Развитие преследований по нарастающей. В нацистской Германии всё начиналось с относительно безобидной люстрации, затем – «хрустальная ночь», и в конце-концов - газовые камеры и печи Освенцима.
          В деле ЮКОСА: относительно благообразный первый процесс над Ходорковским и Лебедевым, потом наглее - Харп, Краснокаменск, карцеры, и сегодня - реальная близость физического уничтожения тяжело больного Василия Алексаняна и вынесение пожизненного приговора Пичугину. В обоих случаях - полное отсутствие снисхождения к женщинам, старикам, больным, детям. Полная уверенность палачей в своей безнаказанности, закончившаяся для «отцов немецкой нации» глубоким разочарованием. Поживём - увидим.
           Я перечислила сходства в поведении палачей. Но в положении и поведении жертв тоже можно найти кое-что общее. Евреи в Третьем рейхе и сотрудники опальной нефтяной компании оказались в своих странах своего рода прокажёнными, выкинутыми за пределы правового поля. Законы, действующие для остального населения, не существовали для евреев гитлеровской Германии и не существуют в сегодняшней России для бывших сотрудников ЮКОСа. Причём и в том, и в другом случае это не является секретом для общественности, в том числе мировой. В обоих случаях никакие проявления лояльности и законопослушания со стороны жертвы не влияли на её дальнейшую трагическую судьбу. В обоих случаях гонимым предлагали эмигрировать, пока это возможно. Т е, кто пошли этим путём, спаслись .А те, кто верили в законность и цивилизованность своей страны, пошли в камеры: одни - в газовые, другие - в тюремные.
          Холокост показал миру не только дно, на которое может опустить людей жестокость, но и вершину, на которую человека поднимают смелость и самоотверженность. Восстание в Варшавском гетто, участники которого имели единственную цель - умереть людьми, сохранившими человеческое достоинство. Отказ Пичугина и Алексаняна оговорить невиновных, который, возможно, будет стоить им жизни, имеет ту же цель. Во времена Холокоста были люди, которые спасали евреев. Их убивали целыми семьями, а тех, кто выжил, назвали праведниками мира. В деле ЮКОСа тоже есть свои маленькие праведники мира. Это адвокаты, которых задерживают в аэропортах, вышвыривают из страны, пытаются лишить профессии. Это священник, которого лишили сана за то, что он, как христианин, остался с гонимым и отказался примкнуть к гонителям. Это обычные люди в Москве, Чите, Краснокаменске, которые выходят на пикеты против вопиющего беззакония, спасая прежде всего не узников ЮКОСа, а честь и достоинство своей страны. Их запихивают в автозаки, держат в «обезьянниках» с пьяницами и воришками, судят, штрафуют...
         Конечно, в их честь никогда не посадят оливковое дерево на Аллее праведников в Иерусалиме. Но зато их потомки никогда не отрекутся от них. 
         И, наконец, самое страшное сходство - равнодушие современников. Мы знаем, чем заплатила за это равнодушие Германия, Европа, весь мир. Но дальше я не хочу сравнивать. Говорят, надежда умирает последней. Это неправда. Мы надеемся не разумом, а бессмертной душой, поэтому надежда не умирает никогда.

Марина Драченко

ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100