ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
3/2008 МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНОГО НОМЕРА


Грузия после выборов президента. Итоги и перспективы

         

          Одним из главных событий наступившего года на постсоветском пространстве стали досрочные выборы президента Грузии, прошедшие 5 января 2008 г. Одновременно с ними состоялся плебисцит о вступлении Грузии в НАТО и дате проведения парламентских выборов.
          Результаты этих выборов неоднозначны.
          Действующий президент, «балансируя» на грани второго тура, всё-таки сумел одержать победу, набрав 53,4% голосов избирателей. Одновременно результат, полученный оппозицией, стал сюрпризом для многих наблюдателей. Суммарно количество голосов, отданных за шестерых её кандидатов, превысило 44 %. Из них 25,6% получил главный конкурент Михаила Саакашвили - Леван Гачечиладзе, при этом непосредственно в Тбилиси ему даже удалось обойти действующего президента (39% голосов против 31% у Саакашвили). Не сумев добиться от власти проведения второго тура, оппозиция намерена взять реванш и укрепить свои позиции в парламенте, выборы в который должны пройти этой весной, согласно результатам состоявшегося плебисцита.
          На первый взгляд, позиции Саакашвили серьёзно ослабли по сравнению с 2004 г., когда он получил более 96% голосов избирателей. Но не всё так просто. Будем реалистами - любые реформы порождают недовольных. Особенно когда эти реформы направлены на вытаскивание страны из болота проблем, в котором она увязла в период правления предшественников. И результатом действий любого реформатора будет естественное и неизбежное снижение его популярности. Подобное произошло на Украине, где лишь политический союз действующего президента Ющенко со своей соратницей-соперницей Тимошенко спас страну от «ползучего реванша» со стороны Партии регионов, возглавляемой несостоявшимся преемником пана Кучмы - Януковичем. В современной Грузии такой сценарий был нереализуем, у Саакашвили попросту не было политических союзников, сравнимых или превосходящих его по рейтингу, в то время как многие бывшие соратники ушли в оппозицию. Грузинский президент отказался и от второго варианта укрепления собственной власти, предусматривающего постоянное подавление любой реальной оппозиции и преследование независимых СМИ. Разгон митинга 7 ноября 2007 г. и закрытие телекомпании «Имеди» стали, скорее, исключением, нежели нормой.
          Наивно было бы утверждать, что за последние 4 года Грузия превратилась в образцовую демократию согласно европейским стандартам. Этого не произошло, и в такие короткие сроки произойти не могло в принципе. И, тем не менее, на нынешних выборах мы наблюдали именно преодоление действующим президентом 50%-го барьера, отделявшего его победу от необходимости проведения второго тура. Традиционно диктаторы, автократы и прочие «национальные лидеры» выборы если и проводят, то выигрывают их с разгромным для соперников «туркменским счётом» (99% «за»). Реже счёт бывает «российско-белорусским» (70-80% в поддержку кандидата от власти), но это в тех редких случаях, когда правитель хочет прослыть ещё и «европейцем».
          В Грузии ни о чём подобном речи не шло. Возможно причина в том, что Сааккашвили прекрасно знал привычку своих сограждан свергать вчерашних кумиров, не оправдавших ожиданий. Сравнительно свежий опыт Гамсахурдиа (1991 г.) и Шеварднадзе (2003 г.) наглядно продемонстрировал, что в подобных ситуациях былая популярность мало что значит. Но действующему президенту на сей раз было что кинуть на свою чашу весов. Первый срок Саакашвили ознаменовался реальными изменениями к лучшему, заметными даже для скептиков.
          Вот лишь некоторые из них.
          1. Восстановление фактической юрисдикции центральных грузинских властей над Аджарией. Результатом этого стало пополнение доходной части бюджета за счёт Батумского порта и таможенного терминала.
          2. Приватизация (известно выражение грузинского госминистра, бывшего российского олигарха Бендукидзе: «Мы должны продать всё, кроме чести»). При этом вырученные средства активно направляются на ремонт инфраструктуры ЖКХ, строительство дорог, компьютеризацию школ и т.д.
          3. Восстановление круглосуточного энергоснабжения - само по себе это естественное условие комфортного существования современного человека, но в грузинских реалиях тот же Шеварднадзе не смог этого добиться за 11 лет своего правления.
          4. Поощрение мелкого частного бизнеса, что должно снизить безработицу и государственные расходы на социальную помощь тем, кто может позаботиться о себе сам.
          5. Усиление армии и явное укрепление обороноспособности страны. О последнем явно свидетельствует озабоченность российских военных и политиков «державной» ориентации, когда они начинают проявлять беспокойство об увеличении Грузией военных расходов. И эта озабоченность вполне объяснима - Саакашвили постепенно и методично готовится к возвращению Южной Осетии и Абхазии, бездарно утерянных предшественниками и превращённых де-факто в российские протектораты. И это не просто блажь, цена вопроса - не менее 270 тыс. грузинских беженцев, уже около 15 лет не имеющих возможности вернуться в собственные дома в Абхазии. Да и в самопровозглашённой республике Южная Осетия этнические грузины составляли до войны не менее трети населения.
          6. Одновременно Саакашвили чётко обозначил международные приоритеты Грузии: евроатлантическая ориентация при сохранении добрососедских отношений с Россией. Конечно, такой расклад вызывает некоторую нервозность в Кремле. Достаточно вспомнить довольно хамское высказывание Сергея Иванова в бытность его министром обороны РФ: «Грузия может вступать хоть в лигу сексуальных реформ». Но постепенное снижение влияния России, в т.ч. в ближнем зарубежье, неминуемо вынудит её отказаться от дипломатических истерик и начать проводить более прагматичную и взвешенную политику в отношении своих партнёров.
          Всё вышеперечисленное Михаил Саакашвили с полным правом может записать в свои достижения. Но есть и другая сторона медали. Даже по российским меркам Грузии ещё далеко до социального благополучия. Безработица по разным оценкам составляет от 16 до 30% от трудоспособного населения. При этом официальна статистика не относит к безработным сельских жителей, ведущих приусадебное хозяйство (а это около половины населения страны), а также горожан, имеющих приусадебные участки. Средняя зарплата на конец 2007 г. составляла 200 лари (120 долларов), минимальная пенсия 55 лари (чуть больше 34 долларов). В сложившейся ситуации, многие вынуждены покидать страну и искать работу за границей. Именно от них в 2006 г. в Грузию поступило переводами 526 млн. долларов, по другим данным ввоз денежных средств в страну составляет около 1 млрд. долларов в год.
          Своё влияние на депрессивное состояние экономики Грузии оказывают и диктуемые «Газпромом» цены на газ и введённое эмбарго на ввоз в Россию «Боржоми», фруктов и вин. (При этом в отношении Южной Осетии и Абхазии, упомянутый режим эмбарго не распространяется, также как и необходимость получения виз для пересечения границы, несмотря на все заверения Кремля о признании территориальной целостности Грузии.)
          В сложившейся ситуации очевидно, что потенциал недовольства политикой действующего президента, несомненно, существует. И потенциал этот нешуточный, на свои антиправительственные митинги оппозиции с ноября прошлого года удавалось собирать, по некоторым данным, десятки тысяч человек. Но, как показали события, претендентам на власть не удалось ни предложить целостной альтернативной программы действий, ни элементарно добиться единства в собственных рядах. Одним из главных лозунгов оппозиции стал призыв к отмене института президентства и переход к парламентской форме правления. В остальном противники Саакашвили зачастую декларируют положения, уже и так реализуемые действующей властью. Особенно, если речь идёт о перспективах вступления в НАТО и ЕС, а также о возвращении Южной Осетии и Абхазии. Это вполне объяснимо, любой политик, который призовёт отказаться от европейской ориентации страны или признать независимость отделившихся национальных автономий, может считать себя «политическим трупом».
          Политическая конкуренция - хорошая штука, именно она не позволяет власть предержащим почивать на лаврах и страхует общество от губительного застоя. Но, в отличие от той же Украины, где с президентом Ющенко конкурируют по-настоящему серьёзные фигуры с обоих флангов (Янукович и Тимошенко), в Грузии серьёзные лидеры оппозиции так и не появились. Ну не считать же таковым Гачечиладзе, который был выдвинут 9 политическими партиями в условиях жёсткого цейтнота, вероятно по одной причине - ни один из лидеров этих партий не усматривал в нём прямого конкурента для самого себя. Да и сам выдвиженец открытым текстом заявлял своим избирателям, что в случае победы на выборах упразднит пост президента, назначит премьером Саломе Зурабишвили (экс-министр иностранных дел) и вернётся в бизнес, коим в своё время успешно занимался, получив прозвище «винный король». Впрочем, вероятно это выдвижение также устраивало не всех, в противном случае трудно объяснить зачем свою кандидатуру на пост президента выдвинули также Бадри Патаркацишвили (друг и былой соратник Бориса Березовского), а также лидеры нескольких маловлиятельных партий (в частности, Ш. Нателашвили и Д. Гамкрелидзе).
          Итог был закономерен: всё те же лица, которые так и не смогли устроить ремейк «революции роз» в ноябре 2007 г., также «эффектно» продули и президентские выборы. Спрашивается, если так много кричали о нарушениях в ходе предвыборной кампании со сторон власти, зачем было упрощать ей задачу, нанося удар не кулаком, а растопыренной пятернёй? В итоге протестный электорат оказался разорван. Из 44% отданных за кандидатов от оппозиции, более 18,5% достались пятерым кандидатам-«миноритариям», которые набрали от 0,1% (Саришвили-Чантурия) до 7,1% голосов избирателей (Патаркацишвили). «Склеить» эти доли во втором туре было уже не суждено.
А теперь попробуем проанализировать последствия такого результата народного волеизъявления (с некоторой поправкой на использованный админресурс власти, но лишь с некоторой).
          Очевидно, что голоса, поданные за Гачечиладзе, были голосами не столько ЗА этого политика, сколько непосредственно ПРОТИВ Саакашвили. Логика проста: не может политик средней известности и с отсутствием яркой харизмы превратиться за неполных 2 месяца в национального кумира. Да ещё, когда он открытым текстом заявляет, что фактически работать на должности президента не собирается, в связи с её запланированным упразднением. Что касается остальных, то у них возможно уже есть свой «личный» сложившийся электорат, но как говорится «дорого яичко к Христову дню», полученные ими совокупно 18,5% могли добавить веса одному единому кандидату. Эта же цифра, разделенная на пятерых, неспособна вызвать у власти абсолютно никаких эмоций.
          И, тем не менее, Саакашвили не был бы самим собой, если бы не извлёк достойный урок из произошедшего. Уже в ходе предвыборной кампании им был обозначен новый приоритет на второй президентский срок - борьба с бедностью. При этом не снимается с повестки дня и вопрос о возвращении до 2013 г. утерянных территорий. Обозначенные президентом Грузии задачи очень сложны (особенно в таком сочетании), но решаемы. Саакашвили прекрасно понимает, что путь к подъёму грузинской экономики лежит в т.ч. через открытие российского рынка для грузинской сельхозпродукции, вина, минералки. Отмена визового режима с северным соседом расширяет возможности грузинского населения для работы в России. Кроме того, именно в Кремле находятся «ключи от войны и мира» на Южном Кавказе. Москва может оказать неоценимую помощь Тбилиси в возвращении Южной Осетии и Абхазии. Для этого российскому руководству достаточно выступить в качестве посредника на переговорах о возвращении названных территорий в состав Грузии на правах расширенных автономий, а также гаранта выполнения достигнутых договорённостей. В этом случае российские миротворцы вполне могли бы выполнять и полицейские функции в зонах конфликтов, оперативно гася любые рецидивы межобщинных столкновений на национальной почве.
          Совершено не факт, что в Кремле захотят реализовать именно такой сценарий урегулирования грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Слишком многим политикам в России выгодно поддержании ситуации в «подвешенном состоянии», как это происходит сегодня. Но Саакашвили может рассчитывать на 2 момента.
          Первый - приход к власти нового президента Дмитрия Медведева в марте 2008 г. Если последнему удастся стать по-настоящему самостоятельным политиком, то уже в ближайшие 4 года возможно изменение российской политики в отношении Грузии на более дружественную и партнёрскую. В этом случае Грузия имеет шанс на возвращение утерянных Южной Осетии и Абхазии мирным путём, а позиции России в этой стране резко укрепятся.
           Второй - свою роль должна также сыграть и подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. Учитывая, что на этот проект брошены огромные суммы, срыв его невыгоден слишком многим лицам в российском истеблишменте. Предположим, что Россия все же попытается сохранить статус-кво в зоне грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Но если официальный Тбилиси всё же примет решение вернуть указанные регионы в состав Грузии силой, этого будет достаточно, чтобы поставить проведение Олимпиады в Сочи под угрозу срыва. Вероятность такого поворота событий ещё более возрастает, если Россия выступит в вооружённом конфликте на стороне сепаратистов.
          Из этого следует, что в ближайшее время Росси и Грузия будут искать контакты друг с другом. Михаил Саакашвили уже сделал заявления о необходимости улучшения отношений между нашими странами. Также объявлено о создании при грузинском МИДЕ специального департамента для работы непосредственно с Россией.
          Удастся ли нашим странам преодолеть кризис доверия и завершить «холодную войну в миниатюре», или мы вскоре получим очередное обострение отношений вплоть до вооружённого российско-грузинского конфликта - всё это определится на протяжении второго президентского срока Саакашвили, то есть в ближайшие 4-5 лет.

Олег Лукин

ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100