ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
Новости
18.06.2007
Новая программа "Яблока"

"Семь шагов к равенству возможностей", так называется новая политическая программа партии «Яблоко», которую ее лидер Григорий Явлинский представил на прошедшем накануне федеральном совете партии. С этой программой «Яблоко» планирует идти на парламентские и президентские выборы.

Текст программы

7 шагов к равенству возможностей
7 бед России - 7 шагов их преодоления

ОТ АВТОРИТАРИЗМА И ОЛИГАРХИИ, БЕДНОСТИ И БЕСПРАВИЯ К СВОБОДЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Программа создания сильной России

Сегодня наша страна достигла довольно высоких темпов экономического роста. В целом заметно повышаются реальные доходы населения. Значителен рост инвестиций, идет быстрый рост капитализации крупных российских компаний, стал фактом их выход на мировые товарные и финансовые рынки. Однако, несмотря на эти, вроде бы обнадёживающие макроэкономические показатели, состояние нашего государства вызывает серьезное беспокойство. С точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности России и сохранения её в нынешних границах она всё еще остается крайне слабой страной, и перспективы её очень туманны. Каковы основные составляющие этой слабости?

I. Семь основных бед современной России

Беда первая: авторитарная, чиновнично-корпоративная, кланово-олигархическая власть, не несущая ответственности перед обществом, но стремящаяся сохранить свое господство во что бы то ни стало.

Беда вторая: сырьевая зависимость

Беда третья: консервация всеобщей бедности

Беда четвертая: массовое бесправие
ество случая и силы.

Беда пятая: продолжение криминальной приватизации

Беда шестая: реальная перспектива отсталости и ухода в третий мир

Беда седьмая: надвигающаяся угроза системного кризиса, социального взрыва и распада государства

II. Альтернатива – современное государство

Только современное государство может спасти Россию от исторического краха. Такое государство имеет два фундаментальных признака. Оно является:

1. Демократическим. Вместо авторитарной, кланово–олигархической политической системы – реальное разделение властей, честные выборы, независимый суд, свобода слова в СМИ. В такой атмосфере гораздо легче бороться с коррупцией. В тех странах, где эти механизмы демократии более или менее эффективно реально работают, с коррупцией действительно борются, и её уровень значительно ниже, чем у нас.
2. Социальным. То есть обеспечивающим равные возможности для самореализации личности в обществе, а с учетом российских реалий – активно работающим с целью преодоления пропасти между богатыми и бедными, не допускающим какой-либо дискриминации, в том числе - по национальному признаку, и посягательства на жизненно важные интересы различных слоев населения и общества в целом.
Именно эти две фундаментальные основы любого современного государства обеспечивают динамичное развитие передовых стран. Еще ни одна страна, построившая у себя современное государство, не проиграла ни в чем, не оказалась в числе отсталых. И ни одна страна, явно отвергнувшая его, не выиграла.
Многим в России крайне обидно видеть, как наша страна, отказываясь идти вперед, движется к проигрышу в геополитической конкуренции. Именно поэтому свою главную задачу партия «ЯБЛОКО» видит в построении современного сильного, демократического, социального государства, особенностью и конкурентным преимуществом которого является его многонациональный характер.

В 90-е годы в России была предпринята попытка построить демократию без механизмов социального государства. Она провалилась.

Сегодня российская власть пытается построить государство без свободы и демократии, подменив их различного рода муляжами. В условиях 21-го века и эта затея бесперспективна. Мы предлагаем другой путь и принципиально иную программу преобразования России.

Мы считаем, что современную динамичную страну невозможно построить:
- без реальной демократии;
- без преодоления глубокой пропасти между бедными и богатыми, создавшейся в 90-е годы и разросшейся до опасного предела в последние семь лет;
- без обеспечения реального равенства политических, экономических и социальных прав граждан;
- без восстановления в людях утраченного чувства собственного достоинства, уважения друг к другу, веры в справедливость, уверенности в будущем.

Решение этих главных задач – путь к обеспечению равенства возможностей граждан России.

III. Реформы для большинства!

В ходе большинства экономических реформ, проведенных в стране, проиграли не только «слабые» (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), но и те, кто мог бы сам «встать на ноги». Появился рынок, но большинство граждан недополучило достаточно возможностей, чтобы реализовать свои способности и нормально зарабатывать в новых условиях, и потому обеднело.

* * *
Чтобы создать основу развития, государство обязано вернуть людям их политические, экономические и социальные возможности, утраченные и недополученные в течение последних 16 лет. Оно должно всемерно содействовать сокращению пропасти между безграничными возможностями олигархов и ничтожными шансами большинства, особенно бедных.

Нам нужна стратегия «выравнивания возможностей». В части политической она касается интересов всех граждан страны. В части экономической и социальной она осуществляется в интересах общества в целом и, прежде всего:
- пенсионеров, которые были отодвинуты на грань нищеты и проиграли гораздо больше, чем пенсионеры восточно-европейских стран;
- бюджетников, которые по уровню доходов резко проиграли по сравнению не только с бизнесменами, но и с остальным работающим населением;
- работников наемного труда, получающих, по сравнению с менеджментом предприятий, дискриминационно низкую зарплату при фактически повсеместном ухудшении условий труда;
- научных работников и ИТР, у которых отнимают интеллектуальную собственность;
- обманутых вкладчиков Сбербанка, людей, пострадавших от финансовых пирамид и дефолта 1998 года;
- представителей малого бизнеса, вытесняемого и подавляемого сегодня крупными олигархическими монополиями;
- собственников квартир, которых чиновники заставляют полностью оплачивать капремонт и не дают распоряжаться прилегающей к домам землей;
- владельцев дачных участков, за которыми до сих пор не признаны полноценные права собственности;
- обманутых дольщиков (квартирных инвесторов) и обманутых владельцев земельных долей и т.д.
Все эти люди должны получить свой шанс выиграть!

Что нужно сделать для них?

* * *
Каковы первые шаги на пути преобразования России в сильное, демократическое, социальное государство?

Шаг первый: восстановление основ демократии, реформа госаппарата и отделение власти от бизнеса
Законодательство, регулирующее деятельность партий и проведение выборов, освобождается от авторитарных реакционных поправок последних лет.

Законодательно ограничивается возможность исполнительной власти вмешиваться в интересах той или иной политической группировки в партийное строительство и избирательный процесс. Органам власти запрещается создание искусственной оппозиции и учинение надуманных препятствий уже существующим оппозиционным партиям и объединениям. Запрещается принятие законов и подзаконных актов, игнорирующих мнение протестного электората и обеспечивающих фактическое преимущество одним партиям в ущерб другим. Подобные новации в случае их рецидива квалифицируются как посягательство на действующую Конституцию и основы государственности.

Устанавливается реальное разделение властей. Осуществляется целый комплекс мер по обеспечению независимости суда, исправлению судебных ошибок и пересмотру неправосудных приговоров. Вводится система административных судов с отдельным производством по злоупотреблениям чиновников. Кадровый резерв для этой системы набирается методом специальной аттестации на честность и независимость судей. Под контроль парламента ставятся все структуры государственной исполнительной власти, в том числе самые закрытые. С целью снижения коррупционности восстанавливается выборность губернаторов и Совета Федерации. В государственных СМИ отменяется цензура и запрет на критику высших чиновников, включая Президента. Создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и государственной пропаганды.

Создаются условия, благоприятствующие гражданскому контролю государства, способствующие независимым расследованиям любых тем, которые не относятся по закону к сфере государственной тайны. Перечень тем, относящихся по закону к государственной тайне, сводится к необходимому минимуму, из него безоговорочно исключается все, что касается здоровья людей и состояния окружающей среды. Аналогично сводятся до минимума корпоративные секреты частных предприятий, которые представляют угрозу гражданам.

Осуществляется постепенный отход от тоталитарной коммунистической символики в большинстве населенных пунктов России, абсолютно не адекватной требованиям, которые новая эпоха ставит перед моральной атмосферой страны.

Создаются условия свободного и полного изучения истории страны, которая должна перестать (как и Конституция и законы) переписываться под вкусы той или иной руководящей фигуры. Россия должна, наконец, перестать быть страной с «непредсказуемым прошлым».

Принимаются меры против избыточного влияния и вмешательства бизнеса в политику: законы по отделению их друг от друга – о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о публичном независимом общенациональном телевидении, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности. Вводится запрет для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием, а тем более возглавлять эти советы. Также запрещается компаниям с государственным участием осуществлять операции с посредниками, среди учредителей которых есть работники власти или члены их семей. Принимается закон о выходе государства из конкурентных сфер экономики (чиновники не должны заниматься бизнесом). С чиновниками заключается государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к судьям, милиции, прокуратуре и спецслужбам. Осуществляется реформа армии, которая полностью переводится на профессиональную контрактную основу; призыв на срочную службу упраздняется и возобновляется лишь в случае возникновения военной угрозы для страны.

Шаг второй: признание государством долга перед обществом и неприкосновенности частной собственности
Прежде всего, это признание государством своего внутреннего долга перед теми категориями граждан, которые пострадали вследствие грубых ошибок государства - как, например, гиперинфляция начала 90-х или криминальная залоговая приватизация, а также признание безусловности права собственности, закрепленного законом. Для действительно прочного решения проблемы долгов и собственности новые власти инициируют заключение многостороннего и комплексного политического соглашения (общественного договора), участниками которого должны стать государство, бизнес и общество.

Такое соглашение будет содержать в себе следующие моменты.
Во-первых, чтобы исчерпать возможность спекуляций на документах "смутного времени" середины 90-х, необходимо принять законы о признании сделок по приватизации легитимными и законными
Во-вторых, чтобы компенсировать обществу часть упущенной при недобросовестной приватизации выгоды, необходимы определенные обязательства в виде денежных выплат и некоторых ограничивающих условий, накладываемых на собственников приватизированных крупных хозяйственных активов.

Обществу должна быть предоставлена экономически обоснованная компенсация ущерба. Источниками, обеспечивающими гарантии по этому долгу, должны выступать текущий профицит бюджета, неприватизированные активы страны (в том числе земля, объекты инфраструктуры), а также предлагаемый компенсационный налог.

Для компенсации обществу ущерба от приватизации вводится единовременный компенсационный налог на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Речь идет о компенсационном налоге, который может, например, рассчитываться как определенный процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной после приобретения активов, за вычетом суммы документированных капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов, и ценой приобретения в момент приватизации.

Возможно также установление особого порядка продажи и перепродажи приватизированных в 90-е годы крупнейших активов. Например, могут быть введены существенно повышенные ставки налогообложения полученного в результате продажи чистого дохода.

Одновременно принимается закон, освобождающий бизнесменов, уплативших компенсационный налог, от ответственности за нарушения, совершенные в прошлом, за исключением особо тяжких уголовных преступлений против личности. Эта мера нужна для того, чтобы у чиновников не было соблазна выборочного преследования тех или иных бизнесменов с целью сведения с ними личных счетов и продолжения практики вымогательств и поборов. Средства от компенсационного налога выступают в качестве одного из источников выплаты внутреннего государственного долга.

Государство в форме федерального закона провозглашает неприкосновенность частной собственности и обязуется защищать ее всеми своими институтами и заявляет о невозможности пересмотра итогов приватизации. В тоже время, государство признает долг перед населением. Соответствующие категории граждан объявляются кредиторами государства и получают право на льготное приобретение соответствующих ценных бумаг. Выплата долга государства гражданам производится:

1) путем установления компенсационной надбавки к пенсиям и зарплатам низкооплачиваемых бюджетников (учителей, врачей, работников культуры);
Для выплаты пенсионных надбавок наряду с Пенсионным фондом создается Фонд старшего поколения, куда должны направляться дивиденды государства по принадлежащим ему пакетам акций крупнейших монополий (Газпрома, Роснефти, Транснефти и др.) и доход по инвестированной части средств Стабилизационного фонда. Нынешнее поколение пенсионеров должно получить ощутимый выигрыш от рекордного роста цен на нефть.
Существенное повышение денежных выплат бюджетникам и пенсионерам оправдано не только с моральной, но и с экономической точки зрения, поскольку при продуманных и надлежащим образом осуществленных мерах упреждающего свойства всплеска инфляции можно избежать.
2) через государственные компенсационные бумаги, дающие право на получение связанных льготных кредитов;
Эти кредиты являются связанными, потому что их получатели могут тратить соответствующие денежные средства лишь на определенные цели, например, на капитальный ремонт домов, строительство жилья; открытие собственного бизнеса и т. д.
3) через закрепление прав на земельные участки под строительство и ведение бизнеса.
Вместо того, чтобы отдавать землю крупным инвесторам под коммерческое строительство, она передается гражданам в порядке возмещения долга. Граждане получают сертификат права собственности на владение частью земельного участка, предварительно отведенного под строительство, обеспеченного необходимыми коммуникациями и внесенного в государственный кадастр. Сертификат может быть продан инвестору за деньги на открытых аукционах (во избежание обмана собственников долей) или в обмен на квартиру в данном доме - после его возведения. Одновременно за счет бюджетов разворачивается программа строительства муниципального арендного жилья для очередников и малоимущих, согласных платить за жилье небольшую арендную плату, не приобретая его в собственность. Эти меры послужат мощным стимулом для решения проблемы доступного жилья.
4) через народную приватизацию ряда госпредприятий и объектов инфраструктуры (электроэнергетики, ЖКХ и т. д.), которая производится через наделение кредиторов компенсационными ваучерами, которые могут приобретаться инвесторами только на открытых аукционах – во избежание их мошеннической скупки за бесценок.

Шаг третий: поддержка массового предпринимательства
Связанные общедоступные кредиты, как форма частичного погашения государственного долга, выдаются гражданам на открытие своего дела, ремонт домов, строительство жилья, доплаты к накопительным частям пенсий и другие виды экономически полезной деятельности. Создается разветвленная система центров кредитования малого бизнеса. При этом государство за свой счет открывает народные школы предпринимательства, в которых может учиться любой желающий. Облегчается приобретение патента на индивидуальное предпринимательство. Принимается целый ряд конкретных мер против дискриминации крупным бизнесом малого и среднего предпринимательства. Принимаются меры, поощряющие освоение малым бизнесом таких отраслей, как строительство, транспорт (в том числе общественный), энергетика (в том числе малая и альтернативная), ЖКХ и других, фактически захваченных сегодня монополиями и олигархами.

Шаг четвертый: реформа заработной платы и гарантии трудовых прав
Сокращение разрыва между бедными и богатыми в стране должно начинаться с мер по уменьшения диспропорций между прибылями владельцев предприятия и зарплатами его высшего менеджмента с одной стороны и зарплатами рядовых работников – с другой. Путь к решению этой задачи лежит через обеспечение гарантий трудовых прав наемных работников. Необходимо принять ряд законов, гарантирующих права реально независимых профсоюзов, минимальную оплату труда выше прожиточного минимума, обязательность и стабильность трудового договора, реальное право на забастовки, запрет на использование заемного труда.

Шаг пятый: гарантии массовым собственникам
Государство объявляет своим приоритетом укрепление права собственности мелких и средних собственников, сегодня наиболее бесправных:
- земельных «дольщиков» – на гарантированные им ранее государством земельные участки, либо на компенсацию за произошедшее отчуждение этих участков, в размере эквивалента их нынешней рыночной стоимости;
- владельцев сельских и дачных домов – на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения; дачная амнистия при этом осуществляется не на бумаге, а реально и в полном объеме;
- владельцев квартир – на прилегающую к дому и находящуюся под ним землю, а также на денежные средства государства, направляемые целевым образом на проведение капитального ремонта домов;
- владельцев малых предприятий – на земли под стабильно функционирующими малыми предприятиями, а также на земли рынков и торговых центров;
- ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, изобретателей и других лиц творческих профессий – на интеллектуальную собственность (открытия, изобретения, идеи и т.д.), в том числе уже вложенную в готовую продукцию, продаваемую на рынке;
- миноритарных акционеров – на дивиденды по акциям, удержанные незаконными способами крупными акционерами.
Право на частную собственность всех этих категорий объявляется священным, его нарушение жестко преследуется.

Шаг шестой: обуздание монополий
Крупные монополии, вносящие сегодня колоссальный вклад в увеличение разрыва доходов россиян, перестают быть «неприкасаемыми», над ними устанавливается жесточайший контроль государства. Проводится тщательный независимый аудит всех национальных монополий, начиная с Газпрома. Принимается закон, обязывающий естественные монополии осуществлять все крупные расходы только через процедуру прозрачных торгов (аукционов), а также публиковать на собственных официальных сайтах информацию обо всех корпоративных затратах, оплачиваемых населением.

Шаг седьмой: инвестиции в образование, экологию и медицину
Обеспечиваются единые стандарты доступа к услугам образования и здравоохранения.

Образование. С целью выравнивания возможностей нынешнего и будущих поколений граждан страны увеличивается объем средств, вкладываемых в образование и здравоохранение. Бюджетное финансирование выделяется в таком объеме, чтобы сохранить полностью бесплатное образование, как среднее, так и высшее, - при постоянном росте его качества. Платное образование для детей из богатых семей должно иметь право на существование, но не может рассматриваться как стратегический приоритет образовательной политики государства. Повышение материального и социального статуса учителя и преподавателя ВУЗа сопровождается мерами организационного и правового порядка по недопущению в учебных заведениях любых проявлений коммерциализации (как явной, так и скрытой), а также коррупции. Особая задача этой политики – обеспечивать и поддерживать высокий уровень стандартов образования на всей территории России, а не только в крупных городах и наиболее развитых регионах.
Создается доступная система яслей, детских садов, обеспечивается возможность получения места для каждого ребенка. Детские пособия в размере прожиточного минимума выплачиваются до достижения ребенком школьного возраста.

Здравоохранение. Медицинская помощь разделяется на социальную и коммерческую. Первая финансируется из бюджета по нормативам, постепенно приближающимся к мировым стандартам, вторая – через фонды страхования. Поборы в учреждениях социальной медицины запрещаются.

Экология. Чтобы остановить разрушение окружающей среды вводится высокая плата за ее загрязнение (загрязнитель – платит). Воссоздается министерство экологии, наделенное полномочиями останавливать через суд экологически «грязные» производства, отменять решения о строительстве и другой производственной деятельности на охраняемых территориях. В полном объеме восстанавливается институт экологической экспертизы.

К чему приведут эти шаги?
Восстановление подлинной демократии в стране стабилизирует общество, уменьшит у людей чувство неуверенности в своем будущем и в будущем своих детей, создаст реальные предпосылки для большей их защищенности от произвола властей различного уровня и от посягательств со стороны криминалитета. Снизится количество правонарушений, в том числе, связанных с неправомерными действиями властей. Начнет наконец-то формироваться гражданское общество, способное контролировать и регулярно менять власть в соответствии с Законом. Повысится международный авторитет государства. Существенно ослабнут нынешние межгосударственные фобии и страхи. Сильная и предсказуемая Россия станет важнейшим фактором стабильности в мире и наиболее эффективным мирным средством сдерживания своих порой неспокойных близких и дальних соседей.

Следствиями политики выравнивания экономических и других возможностей должны стать преодоление резкого социального расслоения российского общества, ликвидация массовой бедности, приращение рядов «среднего класса». При этом огромное число людей вовлекается в активную хозяйственную деятельность, способную обеспечить им высокий уровень жизни. Устанавливается реальное равноправие граждан России независимо от их социального статуса и уровня доходов. Таким образом, формируется надежный социально-экономический фундамент России, обеспечивающий возможность её преобразования в современное государство, которое по определению не может быть сырьевым придатком других стран. Только в таком государстве можно будет заменить «нефтяное» правительство, складывающее деньги «в кубышку», на правительство общественного согласия и развития, вкладывающее их в сбалансированное развитие экономики и инфраструктуры. Важнейшая также задача этого правительства – создать в России мощный финансовый сектор экономики (включающий развитую банковскую систему, пенсионные, страховые, инвестиционные фонды), который был бы способен уберечь деньги от разворовывания и умыкания за рубеж, сдерживать инфляцию, накапливать средства граждан и корпораций, кредитовать перспективные перерабатывающие отрасли промышленности.

Во всём этом – залог не только сохранения России, но и её мирного и уверенного лидерства в динамично развивающемся мире.


[назад]
ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100