ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
6/2005 АРХИВ ВЕСТНИКА


Интервью с Зоей Шаргатовой: «У нас безобразно мало женщин в политике…»

        

Моя собеседница – Шаргатова Зоя Ивановна, член Политсовета Московской организации СПС, заместитель Председателя Муниципального собрания р-на Дорогомилово, Глава Клуба депутатов муниципальных собраний Москвы. Как видно из перечисленного списка ее обязанностей, она человек занятой. Тем более что беседовали мы в самый разгар предвыборной кампании в Мосгордуму, в которой  Зоя Ивановна принимает активное участие как кандидат в депутаты по Шереметьевскому округу по списку «ЯБЛОКО – объединенные демократы». Но, несмотря на сумасшедшую занятость, она согласилась встретиться и ответить на мои вопросы. 

 
 - Зоя Ивановна, Вы типичная представительница того образа, который  называют «женщина в политике». Последнее время все больше женщин начинают заниматься политикой, и все же это клише - «женщина в политике» – считается чем-то противоестественным,  не свойственным женской природе. Мне интересно, что Вы об этом думаете? Что значит для Вас, быть женщиной, занимающейся политикой?
       - Я не согласна с Вами, что женщин в политике появляется  все больше. На самом деле у нас безобразно мало женщин в политике. В России женщин - больше половины населения, а в исполнительной власти, в самом верху, например, в Кабинете Министров – ни одной женщины; в Госдуме 7 % депутатов составляют женщины; в региональных парламентах и того хуже: по нашим данным есть парламенты, где вообще нет женщин, а максимальное количество – от 8 % до 10 % от состава Законодательных собраний.
       Это сложная социальная проблема. По сравнению с социалистическими временами сейчас  у нас гораздо меньше женщин в органах власти.  Конечно, мы знаем, что при КПСС женщины проходили по квотам, их брали в обкомы, исполкомы, чтобы прилично было, что там работают женщины. Хотя я считаю, что женщины как чиновники, работники исполнительной, законодательной власти - ничуть не хуже мужчин.  Образовательный уровень женщин у нас в стране выше, чем у мужчин, по деловым качествам - тоже нет никакой разницы - мужчина это или женщина. Это традиционалистское сознание нашего общества, что женщина должна заниматься домом и детьми. Отчасти  причиной являются православные каноны, плюс, конечно, я это даже ощущаю на себе, совершенно очевидно, что в обществе существует предубеждение против женщины во власти, против женщины -  руководителя, профессионала. При прочих равных возможностях женщине гораздо сложнее найти свое место, и это факт не только нашей общественной жизни, но и общемировой. И в самых развитых демократических странах статистика показывает, что зарплаты у женщин при одинаковых трудовых затратах ниже, ниже социальный статус женщины. Все-таки мы живем в мужском мире, и женщине трудно пробиться на высокие руководящие посты. Хотя, по моему убеждению, женщины очень приспособлены к политической деятельности. Ведь большая политика ничем по существу не отличается от политики в семье: нужно согласовать интересы, нужно обеспечить образование детей, медицинское обслуживание. Большинство женщин отлично справляются с организацией жизни в семье: дети накормлены, муж чистенький лежит на диване (смеется), в квартире вымыто, с золовкой вопросы улажены, зятя послала, всех построила - жизнь налажена. А дальше мы просто механически увеличиваем масштабы этой задачи. Как сейчас говорят: мой двор, мой район, мой город, и страна в целом. Я не вижу каких-то принципиальных, сущностных различий в решении этих управленческих задач. Многие женщины, не каждая, конечно, но многие способны справиться с этими задачами.
       - Глядя на Вас, с этим трудно не согласиться. И все же, почему Вы выбрали для себя эту деятельность? Ваш путь в политику, как он начинался?
       - Мне это нравится, у меня это получается. Но, конечно, это произошло не сразу. Я с детства активно участвовала в пионерии, в комсомоле, когда училась и работала, принимала активное участие  в профсоюзе. Я всегда много занималась общественной работой, но у меня не было никогда цели выстроить на этом карьеру, у меня было в жизни много других интересных дел (улыбается). Но в какой-то момент меня не удовлетворило состояние большой политики в стране. Мне показалось, что можно и свои усилия приложить, вложить в общее дело свою энергию, свои знания и  понимание проблем. Большое значение имело то, что я прожила два года в Канаде (муж там работал). Я занялась там общественной деятельностью в русской общине, и эта жизнь за границей очень сильно изменила мои взгляды на жизнь внутри страны, на то, как должны решаться общественные проблемы. Вот по возвращении я и решила, что надо в меру своих сил и способностей в этом процессе поучаствовать.
       - Почему СПС?
       - В тот момент я увидела реальную политическую силу и идейность этой партии. Я сторонник либеральных ценностей, ценности человеческой личности. Эта партия наиболее ясно выражает ту идеологию, которая мне близка.
       - И все-таки политика нераздельно связана с карьерными амбициями. Кто-то больше на это устремлен, кто-то меньше. Вы сами для себя установили ту планку, которой Вы бы хотели достичь на этом поприще, или Вы об этом не задумываетесь?
      - Каждый день, конечно, об этом не задумываешься. Я достаточно прагматично смотрю на вещи, считаю, что президентом России мне не успеть стать. (Хотя женщина вполне может стать президентом  в нашей стране, тут нет никаких ограничений, просто, пока нет такой женщины.) Но мне бы хотелось потолков никаких себе не ставить. Я люблю работать с людьми, мне кажется, что организационная работа мне неплохо удается, какой-нибудь партией я вполне могла бы порулить (смеется).
       - На данный момент Вы - депутат Муниципального собрания р-на Дорогомилово и Глава Клуба депутатов муниципальных собраний Москвы. Расскажите, пожалуйста,  подробнее, что представляют собой Муниципальные собрания (кажется, они появились у нас не так давно) и какие проблемы они решают или, наоборот, не решают.
       - Муниципальные собрания появились в стране в 2003 году по Федеральному закону №131  «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с этим законом были созданы муниципальные образования – некие территориальные единицы, в которые жители этих территорий непосредственно обращаются для решения своих проблем. Состоят они из Муниципального собрания, депутатов которого избирают  жители данной территории, и Муниципалитета, который является исполнительным органом. Тут надо четко понимать, что муниципальные власти не являются органами государственной власти, они, по идее, созданы для того, чтобы решать местные проблемы, которые тут же на местах и могут быть решены. В принципе, это мощный демократический инструмент, это самоорганизация жителей для решения своих насущных проблем.
       В Москве сложно. Этот закон выделил Москву и Санкт-Петербург как субъекты федерального значения, и в этом качестве они мало подчиняются этому закону. Т.е. те немногие возможности, полномочия, которые даны муниципальным образованиям,  в Москве еще более урезаны. И все проблемы решаются на уровне города. Хотя они и возникают, как правило, тоже на уровне города. Как я вижу из практики, интересы жителей территорий входят в противоречие с политикой городских властей во многих аспектах. Реальные полномочия Муниципалитета – это работа в области попечительской деятельности, т.е. с неблагополучными  детьми и недееспособными взрослыми, поэтому в штатах Муниципалитетов много педагогов, социальных работников. Это важная, но очень узкая область работы. Почему бы на уровне Муниципалитетов не решать, например, вопросы благоустройства придомовых территорий? Но даже это давно уже поделено и расписано, как сказал Лужков. Там идут большие бюджетные средства, и Муниципалитеты туда не пускают.
       Финансирование муниципального образования – это отдельная больная тема. 80% его бюджета идет на содержание штата, на зарплату муниципальных служащих. То,  что остается Муниципальному собранию на осуществление его депутатских полномочий, это крохи. Так, в бюджете 2005 года это по 25 рублей на жителя. Что можно на эти деньги сделать? Ничего! Хотя по закону часть налогов должна поступать для формирования муниципального бюджета, но ничего этого не делается. Реально муниципальные образования в Москве  искусственно дотационные, т.е.  все средства идут на городской уровень, а потом уже распределяются в виде дотаций. Это противоречит федеральному закону, но никаких подвижек в решении этого вопроса нам не обещают. Вообще, городские власти считают муниципальные образования очень вредной вещью, которую им навязали, и с которой непонятно, как делить полномочия. Т.е. на самом деле  существует двоевластие в районе, причем отношение Муниципалитетов с Управами, которые являются нижней ступенью вертикали исполнительной власти города,  не урегулированы законодательно, и складываются везде по-разному, на уровне личных отношений между руководителями муниципальных образований и главами Управ. 
       Сам этот 131 закон очень правильный. Самоуправление населения – это мощный инструмент гражданского общества. Но он почти не работает, окончательное его утверждение отложено до 2006 года, поэтому многие положения в нем до сих пор не регламентированы, и пока во многом его реализация отдана на усмотрение городских властей. Конечно, тут все упирается в собственность, нужно наделять муниципальные образования собственностью. А городские власти не все еще поделили между собой.
       На данный же момент получается, что жители выбрали своих депутатов, а полномочий и средств у них почти нет. Конечно, большинство Муниципальных собраний были сделаны  Управами, «Единой Россией», там сидят в основном директора школ, главврачи больниц и поликлиник, директора местных предприятий, они тихо сидят и тихо голосуют за то, что им скажут. Но не все депутаты такие, есть и настоящие, независимые, из жителей районов, которые выдвигались сами и хотят  реально работать. Сейчас будет избрана новая Городская Дума, и мы будем вносить туда законодательную инициативу, по которой муниципальными депутатами могут избираться только жители данного района, потому что бессмысленно в местном самоуправлении иметь людей, которые здесь даже не живут.
        Несколько таких вот независимых муниципальных депутатов и создали свой Клуб. Это наша частная инициатива, мы даже не стали делать его юридическим лицом. Мы хотим, чтобы это была площадка неформального общения, обучения, обмена опытом независимых депутатов.
      - Вы выдвигаетесь в депутаты Мосгордумы по списку «ЯБЛОКО - объединенные демократы». Помимо общей предвыборной программы этого объединения у Вас лично есть своя программа как кандидата в депутаты МГД?
       - Да, конечно. В первую очередь, это местное самоуправление. Я, как человек, хорошо знающий эту ситуацию, понимаю, что можно и нужно сделать, чтобы местное самоуправление работало на пользу москвичам, и был какой-то реальный результат его деятельности.
       И второе, меня совершено не удовлетворяет, как решаются градостроительные проблемы в Москве. Если меня изберут депутатом, я буду серьезно заниматься этим вопросом. Я москвичка, я люблю этот город, у меня четверо детей, и я отвечаю за тот город, в котором они живут.
       В данный момент нарушены все планы по застройке города. Идет просто бандитский захват территорий, кто ухватил кусок, тот на нем и строит. Все согласования по строительству решаются кулуарно на уровне руководителей города без учета мнения, потребностей и желаний живущих на этой территории людей. Никакого влияния органы местного самоуправления на принятие решений по вопросам землепользования и застройки не имеют. Нужны законы для регулирования этих вопросов. Конечно, есть интересы города, никто и не спорит. У инвесторов много денег, ну и отлично, в городе много мест, которые нужно улучшать, которые можно использовать под застройку. Но инвесторы хотят  подешевле и повыгоднее. Согласитесь, это их проблемы, это не имеет отношения к интересам города. Вот это те вопросы, которые я бы хотела, как депутат, рассматривать.
       - Как Вы считаете, есть ли перспективы у общего списка демократов?
       -  Вы говорите о прохождении в МГД? Я думаю, что есть. Не очень большие, на грани, но барьер мы преодолеем.
       - А дальнейшие перспективы у этого объединения есть? Ведь у него среди членов СПС было немало противников.
       - Вы знаете, Московская организация СПС оказалась на грани раскола. Многие люди в принципе не приемлют объединения с «Яблоком», причем это неприятие личностного плана. За идею объединения демократов вообще, в далекой перспективе, на словах - все. Но вот конкретно, сейчас, объединиться для выборов в МГД с этим конкретным «Яблоком» - нет. Это длинный шлейф взаимных упреков и обид, накопившийся за 15 лет.
       - Знаете, Ваши слова о расколе меня удивили, ведь именно Московская организация СПС была инициатором объединения с «Яблоком». Сопротивление исходило, главным образом, от Федерального Политсовета СПС, или нет?
       - В московском СПС тоже было много яростных противников этого объединения. Федеральное руководство было против по своим причинам, для них это вопрос амбиций, вопрос финансирования структур. Там идет разговор о будущем общей оппозиции правого толка, и там очень много людей с очень большими амбициями и претензиями на лидерство. Т.е. там речь идет о политических мотивах крупного масштаба, и они отличаются от тех мотивов против объединения, которые есть у рядовых партийцев, и которые больше основаны на личной неприязни. Но тем не менее мы преодолели это неприятие, мы убеждали людей и сумели  доказать, что объединение нужно. Причем не от безысходности, хотя реальных шансов ни у нас, ни у «Яблока» по-отдельности, может быть, и нет, но дело не в этом. Основная идея - обозначить единство наших взглядов и серьезность намерений на будущее. И я считаю, что то, что мы сумели преодолеть наши разногласия и объединиться, это очень большой шаг вперед. И противники объединения это тоже оценили, они заволновались, попытались всячески принизить значение этого шага, нивелировать его последствия.
       - История с исключением Сергея Жаворонкова из партии - она из этого же ряда?
       - Совершенно очевидно, что это – несогласие с ним как с политиком, как с идеологом. Он был одним из основных разработчиков идеи общего списка, одним из основных переговорщиков объединительного процесса,  его личная заслуга в том, что объединение состоялось, очень велика.
       - Московская организация будет пытаться восстановить Жаворонкова в партии?
       - Московская организация в данной ситуации обижена по существу. Ее не посчитали нужным поставить в известность, никто не знал, что готовится это исключение, оно не было даже включено в повестку заседания Федерального Политсовета. Мнением московской организации даже не сочли нужным поинтересоваться. Жаворонкову вменили в вину «нанесение политического ущерба партии», но я, как и многие члены нашей организации, считаю, что главная причина в том, что само это объединение и независимая позиция  московской организации федеральному руководству очень не нравятся.
Что касается восстановления Сергея Жаворонкова, то тут многое зависит от его собственной позиции. Насколько я знаю, он не хочет обострять этот конфликт, прежде всего, ради будущего объединительного процесса демократов.
       - А как Вы относитесь к планам объединения совсем уж широкого, такого, как предлагает ОГФ? Ведь среди членов СПС тоже есть сторонники этой идеи.
       - Да, в нашей партии есть такое течение, его называют «каспаровщина». Вы знаете, я не сторонница объединения с кем угодно, лишь бы против Путина. История показывает, что после таких объединений следует разъединение, и тут уж к власти приходят, как правило, те, у кого нет никаких нравственных тормозов, для кого собственная власть и есть самая главная цель. Поэтому мне кажется, что лучше изначально выбирать попутчиков повнимательнее, еще на этапе объединения. Хотя, все это зависит от многих обстоятельств, например, от того, кто противостоит и насколько жестко противостоит. Бывают разные политические расклады. Может сложиться так, что и с чертом объединишься, чтобы выжить (смеется). Поэтому все эти оценки действуют на сегодняшний день, мы живем в такое время, что за завтрашний день никто не ручается.
       - Спасибо, Зоя Ивановна, за откровенные ответы на мои, возможно, не очень удобные вопросы.  Не знаю, изберут ли Вас депутатом МГД, но, на мой взгляд, москвичи в Вашем лице получили бы хорошего защитника своих интересов.
Желаю Вам успеха в Вашей деятельности!
       - Спасибо!
 
Римма Поляк
ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100