ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF
2/2005 АРХИВ ВЕСТНИКА


Слободские пришли…

  Так случилось, что в 2001 году мне пришлось сменить школу. Я выбрал институт, где хотел учиться, и чтобы лучше подготовиться, перешел в базовую школу при нем. Эту свою последнюю школу я очень люблю и часто вспоминаю. А вот предыдущее учебное заведение, где я учился, почему-то не вызывает у меня приятных ассоциаций. Почему так случилось? Вероятно потому, что последнее осознанное впечатление от моего класса – чрезвычайно неприятное. Мы сидели после уроков, уж не помню почему – но не расходились. Надо мной привычно издевалась добрая половина класса. Я не обращал особого внимания – отчасти потому что знал, что скоро ухожу, отчасти из всегдашней привычки не реагировать на хамство. В какой-то момент издеваться одноклассникам надоело. Я, счастливый оттого, что от меня отстали, сосредоточился на каких-то посторонних мыслях. Обидчики тоже сфокусировались на каких-то своих сложных проблемах и не обращали на меня внимания. И тут, кто-то из них, поймав мой отстраненный взгляд, с ехидной улыбкой спросил: «Что, думаешь, отстали?». И сам же дал исчерпывающий ответ: «Нееет!.. Даже не надейся. Никогда не отстанем».
     Он говорил не от имени себя, он говорил от имени «нас» - уверенных, что «нас большинство» и «мы» правы.
     Почему мне вдруг вспомнилась эта история? Все очень просто: повадки российской власти все больше напоминают хамоватого подростка, потерявшего всякий страх наказания. А сам этот подросток (а затем и взрослый мужчина, полноправный член общества) естественным образом становится опорой режима. Или так только кажется? Попробуем разобраться…
     Любая власть основывается на консолидации элит и какой-то части народа. При этом элита обычно более монолитна (она сплочена общими привилегиями и интересами). Народ же содержит в себе группы более и менее лояльные власти. И важнейшей целью элиты является расширение и укрепление поддержки власти, поиск тех групп населения, которые смогут стать прочной основой для правящего режима, партии, лидера страны.
     Какая именно группа населения оказывает власти наибольшее доверие – очень точная характеристика проводимой в обществе политики. Взгляды людей, которых власть считает, как сейчас принято выражаться, своим «ядерным электоратом», много правдивее говорит о политиках, чем их громкие предвыборные лозунги. 
     Российская власть за последние пять лет кардинально сменила ту базу в обществе, на которую она опирается, которая является залогом ее устойчивости. «Путинское большинство» это уже во многом совсем другие люди по сравнению с электоратом президента Ельцина.
Я рискну определить главную общую, объединяющую характеристику этих людей. Они – слобожане.
     Кто такой слобожанин? Это житель посада, пригорода, районного центра и т. д. Он живет посредине между городом и деревней, чувствуя себя в равной степени неуютно и там, и тут. Он берет и от города, и от деревни все самые худшие их черты. И проявляющаяся сильнее всего из этих отрицательных черт – хамство. Нивелирующееся образованием в городе и традицией, укладом в деревне – оно расцветает пышным цветом в слободе. Хам предъявляет высокий спрос на такие понятия, как «величие», «державность», и если спрос не удовлетворяется, первым кричит «за державу обидно». Причина проста: не имея собственных, личных поводов для гордости, слободские ищут коллективных, принадлежащих всем, а потому, считают они,  в первую очередь, им. Слободской хам малообразован, но при этом у него нет деревенского уважения к учености, он уверен, что все, что надо, он знает, а чего не знает – оно от лукавого. От этого человек, не имеющий представления о том, кто писал либретто к операм Чайковского, берется рассуждать о достоинствах постмодернистского искусства. А люди со средневековым религиозным сознанием громят выставки современного искусства. Эти люди могут жить и в большом городе, но для них это агрессивная, переусложненная среда, с которой они стремятся бороться, пытаясь опустить до своего уровня.
     Важнейшая черта слободского хама – абсолютная уверенность в своей правоте и сознание себя большинством. Путинским большинством.
     Не буду здесь говорить о том, насколько устойчивой является власть, главной опорой которой является хамящая вам кассирша пригородных электричек и продавщица в подмосковном сельпо, просто подумайте, почему сознательно был выбран такой путь для России. И очень ли вам хочется жить в «их» России?

    Сергей Санович,
участник независимой
             ассоциации студентов
                                «Я думаю!»
Статья перепечатана с сокращениями с разрешения автора с сайта журнала «Игры разума»
         (www.journal.yadumayu.ru)
ГлавнаяО насАрхив вестникаАрхив новостейКонтактыАрхив вестника в PDF


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100